100 фактов биографии Ломоносова. Чего достиг ломоносов


биография, факты из жизни, даты

Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, которая сейчас находится в Архангельской области. Отец – Василий Дорофеевич. Мать – Елена Ивановна. Семья была довольно зажиточной, занималась ловлей рыбы, торговлей. Детство Михаила проходило довольно спокойно, он часто ходил с отцом в море, осваивал грамоту, читал книги. Спокойное детство закончилось после смерти матери. Отец женился во второй раз, а мачеха относилась к Михаилу вовсе не ласково. Кроме того, отец решил женить сына. Пришлось Михаилу пойти на хитрость – сказаться больным, чтобы свадьбу отложили.

В 1730 году молодой Ломоносов принял решение, которое навсегда изменило его жизнь. Ночью он сбежал из дому, чтобы присоединиться к идущему в Москву каравану с рыбой. С собой у будущего светила науки было лишь несколько книг, немного еды и тулуп. Он нагнал караван только на третий день и присоединился к нему. Уже тогда Михаил проявил ясность ума: он заранее обдумал, куда отправится, тщательно выбрал город. Он хорошо знал, что образование можно было получить в Москве, Петербурге и Киеве, и после долгих взвешиваний «за» и «против» выбрал Москву. Обоз шел в город три недели.

В начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Здесь он никого не знал, но его приняли в Славяно-греко-латинскую академию. Его одноклассниками были маленькие дети, а он – уже взрослый человек. Насмешки по этому поводу Михаил переносил стоически. Пока другие ученики в свободное время развлекались, он сидел в библиотеке над книгами. Жил всего на 3 копейки в день – крайне бедно. Отец постоянно присылал письма с укорами. Несмотря на все это, Михаил упорно учился и за один год закончил три класса. Учителя были просто поражены его выдающимися способностями.

В 1734 году Ломоносов отправился в Киево-Могилянскую академию. Он рассчитывал обогатить свои знания в области математики и физики, но нашел лишь множество материалов по богословию. Прилежно штудировал и их.

В 1735 году Ломоносова и еще 12 учеников отправили в Петербургский университет при Академии Наук.

Петербургская Российская Императорская Академия Наук задержала Ломоносова всего на полгода. Уже в сентябре 1736 года он отправляется в Германию. Тогда России катастрофически не хватало химиков, которые разбирались в горном деле. Немцы отказывались ехать в Сибирь, поэтому было принято решение отправить на обучение способных российских студентов. В их число попал и Михаил.

Прибыв в Марбург, студенты посетили математика Христиана Вольфа с рекомендательным письмом от президента Петербургской Академии Наук. В ноябре Ломоносов и другие приехавшие стали студентами Марбургского университета. Михаил тщательно изучает гидростатику, механику, гидравлику, аэрометрию, теоретическую физику. Берет уроки немецкого, французского языков, фехтования, танцев, рисования. Здесь же начинает собирать книги, тратя на них практически все деньги.

В 1739 году русские студенты отправились во Фрайберг, чтобы осваивать горное дело и металлургию. Обучение здесь было строгим, преподаватель Генкель тщательно следил за тем, чтобы порученные ему студенты усваивали практические знания. К концу года отношения между Ломоносовым и Генкелем накаляются и в конечном итоге Михаил покидает Фрайберг. Он уезжает в Лейпциг, чтобы попросить русского посланника Кайзерлинга вернуть его в Россию. Посланника в городе не оказалось, и Ломоносову пришлось около года вести жизнь скитальца. Только в 1741 году он смог приехать в Санкт-Петербург.

В июне Михаила направляют на кафедру естествознания Академии. Под руководством профессора Аммана Ломоносов занимается сбором окаменелостей и минералов для Кунсткамеры. Затем издает ряд трактатов на латыни, занимается обустройством библиотеки Академии. В 1745 году становится профессором химии.

В 1749 году Ломоносов представляет сочинение «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Владычице оно пришлось по душе, Ломоносов начинает пользоваться все большим расположением при дворе. В 1753 году императрица подарила Михаилу Васильевичу мызу Усть-Рудица и несколько деревень.

В 1757 году Ломоносова принимают в члены Академической канцелярии. Тогда же он публикует одну из своих самых известных работ – «Слово о рождении металлов от трясения Земли».

В этот период Михаил Васильевич работает очень много. Он представляет научные труды «Рассуждения о большой точности морского пути», «О сохранении и размножении российского народа», «О слоях земных», «Первые основания металлургии или рудных дел». К концу жизни дописывает «Древнюю Российскую историю» — поистине фундаментальный исторический труд. Много работает и над обустройством Академии, заботится о том, чтобы в нее могли быть приняты и представители низшего сословия.

Основные достижения Ломоносова

  • Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике, электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Западноевропейские ученые смогли повторить успехи Ломоносова в этих областях лишь спустя несколько десятков лет. Развитие Ломоносовым науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику.
  • Открыл закон сохранения материи.
  • Сформулировал принципы кинетической теории газов.
  • Обнаружил электрическое происхождение северных сияний. Разработал теорию цветов. Развил теорию вертикальных атмосферных течений.
  • Открыл атмосферу Венеры. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. Высказывал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии.
  • Существенно развил русский научный язык, который появился незадолго до Ломоносова. Упорядочил иностранную терминологию, сделал ее более понятной, адаптировал под русский язык.
  • Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.

Важные даты биографии Ломоносова

  • 19 ноября 1711 года – рождение в деревне Мишанинской.
  • 1730 год – получение паспорта в Холмогорске. Путешествие пешком в Москву.
  • 1731 год – становится учеником Московской Славяно-греко-латинской академии.
  • 1734 год – поступление в Киево-Могилянскую академию.
  • 1736 год – поступление в Санкт-Петербургский академический университет. Октябрь – поездка в Германию.
  • 1739 год – женитьба на Елизавете-Христине Цильх. Рождение дочери.
  • 1740 год – сбежал в Россию.
  • 1741 год – возвращение в Петербург. Рождение сына.
  • 1742 год – адъюнкт физического класса Академии.
  • 1745 год – профессор химии в Академии.
  • 1746 год – читает лекции по физике на русском.
  • 1748 год – создал первую в стране химическую лабораторию.
  • 1749 год – рождение второй дочери.
  • 1752 год – начинает читать лекции по физической химии на русском.
  • 1753 год – основал стекольную фабрику.
  • 1755 год – разработал проект Московского университета.
  • 1757 год – советник Академической канцелярии.
  • 1758 год – руководитель Исторического собрания, академической гимназии, академического университета, Географического департамента.
  • 1760 год – почетный член Шведской королевской академии наук.
  • 1763 год – член Академии трех знатнейших художеств.
  • 1764 год – почетный член Академии наук Болонского института.
  • 4 апреля 1765 года – умер в своем доме от воспаления легких. Тело было погребено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Интересные факты из жизни Ломоносова

  • Быстро менял настроение с добродушного на яростное, мог побить палкой коллег, когда был чем-то недоволен.
  • Однажды избил трех грабителей, которые хотели поживиться содержимым его карманов.
  • В Марбурге быстро овладел искусством фехтования и заслужил уважение у задиристых немецких студентов.
  • Признан одним из самых выдающихся ученых 18 века.
  • В 1753 году пообещал сотню золотых тому, кто объяснит природу электричества.
  • Научно обосновал существование Антаркиды.
  • Очень любил рыбу в разных видах.
  • Во время спора сломал одному немецкому академику нос.
  • Некоторые историки считают, что Ломоносов на самом деле был сыном Петра I.

Источник: http://god-sobaki.com

biografix.ru

Ломоносов, Михаил Васильевич — кто такой, биография, достижения, открытия, заслуги, вклад, что сделал, вики — WikiWhat

Содержание (план)

Ми­хаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — это одна из самых ярких фигур в мире российской науки и литературы. Он первым из россиян получил звание академика.

М. В. Ломоносову принадлежит совершенно особое место в рус­ской культуре. «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минера­лог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник» — так говорил о нем А.С. Пушкин. Творчество Ломоносова приходится на век энцикло­педистов, но мало кто из них мог сопер­ничать с ним полнотой и глубиной зна­ний. Он сделал множество открытий в различных сферах. Выдвинул гипотезу о существовании на Венере атмосферы, изучал растворимость металлов в кисло­тах, предложил доказательства раститель­ного происхождения угля, нефти, торфа и янтаря. Ломоносов создал первую в Рос­сии химическую лабораторию, изобрёл громоотвод, ввёл в практику научных ис­следований микроскоп, сконструировал «ночезрительную трубу» — телескоп, воз­родил секрет мозаики (цветного стекла). Список его научных трудов, атласов, учеб­ников, поэтических и художественных произведений обширен, трудно поверить, что все это мог создать один человек. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Биография Ломоносова

М. В. Ломоносов родился в селе Денисовке Архангельской губернии, в семье поморского рыбака. Он рано научился читать, изучил «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. В 19 лет тайком от отца, присоединившись к одному из рыбных обозов, он добирается до Москвы. Здесь, назвавшись дворянским сыном, в 1731 г. поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ломоносов упорно учился и за один год сумел прой­ти три класса. В 1735 г. в числе 12 лучших учеников его отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук, а оттуда — за границу обучаться химии и горному делу. За границей (в Германии и Гол­ландии) М. В. Ломоносов пробыл пять лет. В 1741 г. он возвращается в Пе­тербург и начинает работать в Академии наук. За свои научные труды М. В. Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук, а также Российской Академии.

Картинки (фото, рисунки)

  • Л. С. Миропольский. Портрет М. В. Ломоносова
На этой странице материал по темам:
  • Русские ученые 18 века и их открытия и значения открытий

  • Русские ученые 19 века и их открытия литература ломоносов

  • Главные достижения ломоносова с примерами кратко

  • Биография ломоносова о реформах и его открытиях

  • Какое из достижений принадлежит м.в.ломоносову

wikiwhat.ru

100 фактов биографии Ломоносова

Жизнь Ломоносова многогранна. Он является одним из тех выдающихся людей, которых по праву можно назвать энциклопедистами. В детские годы этот человек старался перечитать каждую книгу и благодаря этому он стал тем, кто смог завоевать внимание окружающих и внести великий вклад в научное развитие человечества.

14195097031e2bba88bbc2b4060a958fd773fbc7ee178af67ee

1.Ломоносов сумел усовершенствовать телескоп.

2.Ему удалось предсказать существование Антарктиды.

3.Михаил Васильевич Ломоносов считается выдающимся энциклопедистом.

4.Ломоносов – единственный ребенок в семье 30-ти летнего помора и дочки дьякона.

5.Мать Михаила Васильевича умерла, когда ему исполнилось 9 лет.

6.В 19 летнем возрасте Ломоносов тайком от родителей сбежал из дому, ведь он решился попасть в Москву.

7.Путешествие Ломоноса на рыбном обозе продолжалось в течении 3 недель.

8.У Михаила Ломоносова была стипендия, что составляла 3 копейки.

9.Супругой Михаила Васильевича Ломоносова являлась дочь пивовара.

10.Главнейшим достижением Ломоносова считается корпускулярно-кинетическая теория тепла, по которой созданы многие теории и гипотезы.

11.Основы физической химии создавались тоже Ломоносовым.

12.Михаилу Васильевичу Ломоносову удалось разработать собственную теорию цвета и света.

13.Около 10 оптических приборов были созданы Ломоносовым.

14.Теория электричества была разработана этим ученым.

15.В честь Петра Первого Ломоносов писал оды, а по одной из версий считается, что он есть его сыном.

16.Ломоносов предпочитал кушать рыбу.

17.Аббревиатуры в русском языке были введены именно Ломоносовым.

18.Ломоносов раздражался от того, что его современники считали «немодным» изучать науку.

19.Ломоносовские астрономические открытия считаются поистине удивительными.

20.Михаил Васильевич Ломоносов считался полиглотом: на 19 языках он мог свободно разговаривать, а 12 языков были для него родными.

21.Ломоносов имел нехорошие отношения с церковью.

22.Ломоносов не погиб на дуэли, а умер от тяжелого заболевания.

23.Михаил Ломоносов – это первый человек, который доказал, что у Венеры имеется атмосфера.

24.Ломоносов с легкостью изменял собственное настроение с радости на гнев и наоборот.

25.Детские годы маленького Ломоносова радостными не были.

26.В связи с тем, что Ломоносов был трудолюбивым и настойчивым человеком, в 1736 году его отправили в Германию на учебу, как лучшего ученика.

27.Ломоносов долгое время проработал в Академии наук.

28.Ломоносов – это тот человек, которые опередил время.

29.Михаил Ломоносов также был поэтом и литератором.

30.После смерти матери Ломоносова его отец женился еще дважды.

31.Ключевые положения кинетической теории газов создал Ломоносов.

32.У известного ученого было огромное количество завистников и врагов, а всесильный Шумахер был одним из них.

33.В 1757 году Ломоносов стал канцлером.

34.Михаил Ломоносов первым сумел понять, что растения и животные далекой геологической эпохи не только сохранены в качестве отдельных окаменевших остатков, но и принимали участие в появлении слоем земли.

35.По окончанию собственной жизни Михаила Васильевича избрали в почетные члены Болонской и Стокгольмской академии.

36.Московский университет был создан по инициативе Ломоносова.

37.У Ломоносова было 3 дочери и 1 сын.

38.Похоронили Ломоносова на Лазаревском кладбище.

39.За один год Ломоносову удалось закончить 3 класса.

40.Его одноклассники были маленькими, а он взрослым, а поэтому было много насмешек.

41.Огромный вклад в развитие учения о теплоте вложил Ломоносов.

42.Научный язык был развит Ломоносовым.

43.Ломоносовым были выпущены многие стихотворения.

44.Ломоносов избил трех грабителей, которые хотели украсть из его кармана денежные средства.

45.Обучаясь заграницей, Михаил Васильевич не только занимался изучением точных наук, но и смог овладеть искусством фехтования.

46.Несмотря на то, что Ломоносов был спокойным, его считали храбрецом.

47.Ломоносов успел дописать до собственной смерти «Древнюю Российскую историю» — фундаментальный труд по истории.

48.Закон сохранения материи был открыт именно Ломоносовым.

49.Теория атмосферных вертикальных течений тоже была придумана Михаилом Васильевичем.

50.От Ломоносова был получен большой вклад в развитие словесности.

51.Ломоносов оставил современникам не только научное, но и творческое наследие.

52.«Полярная карта» была составлена Ломоносовым.

53.Ломоносов был в заключении.

54.Ломоносов умер в 54 года.

55.Ломоносов является человеком-легендой.

56.Михаил Васильевич является не только умным человеком, но и хитрым.

57.Ломоносов является изобретателем неорганических элементов, к примеру, фарфора и стекла.

58.Ломоносов написал первую русскую грамматику.

59.Открытие криосферы, которое было сделано Михаилом Васильевичем, подтвердилось.

60.У Ломоносова с отцом были далеко не идиллические отношения.

61.В 1731 году Михаил Ломоносов обучался в Москве в Славяно-греко-латинской академии.

62.Великий ученый является основоположником силлаботонического стихосложения.

63.Ломоносов создал русскую оду с философским смыслом.

64.В мечтах родители видели Ломоносова в качестве крестьянина и рыбака.

65.Ломоносов – отец русской науки.

66.Ломоносов остался в памяти людей как великий ученый и патриот.

67.Превыше всего Ломоносова интересовала метеорология.

68.Михаил Васильевич за годы своей жизни писал трагедии для придворного театра.

69.По предположениям Ломоносова теплота тел считается внутренним вращательным движением частичек.

70.У Ломоносова была диссертация на тему: «Размышления о причине тепла и холода».

71.Ломоносову нравилось покушать.

72.Астрономия имела важное место в жизни Ломоносова.

73.Михаил Васильевич по отношению к служителям церкви позволял себе непристойно высказываться.

74.Строение Земли было описано Ломоносовым.

75.Ломоносову удалось опубликовать руководство по металлургии.

76.Производство смальты и искусство мозаики было возрождено именно этим ученым.

77.Ломоносов считался сторонником деизма.

78.Атомно-моллекулярные представления касательно строения вещества развил Ломоносов.

79.Этот человек первым из жителей смог построить для себя судно.

80.Ломоносов с особой серьезностью изучил русскую историю.

81.Ломоносов смог создать прибор, благодаря которому можно видеть в темноте.

82.Замлетрясения и возраст Земли были изучены этим ученым.

83.Ломоносов считался крестьянином.

84.Ломоносова интересовали исключительно физические исследования.

85.Множество химических производств были открыты именно Михаилом Васильевичем.

86.После собственной свадьбы Ломоносов считался едва ли не самым богатым человеком в округе.

87.В Москву Ломоносов сбежал, когда узнал, что отец его хочет поженить.

88.Активно Ломоносов изучил электричество.

89.У Ломоносова и Елизаветой Цильх было венчание, которое происходило в церкви реформаций Марбурга.

90.Со стороны академической бюрократии Михаил Васильевич регулярно ощущал мелочный контроль и зависимость.

91.Ломоносов – однолюб, потому что нежные чувства он испытывал только по отношению к своей супруге.

92.Для отдыха и развлечений у Ломоносова времени никогда не было.

93.Ломоносов бывал на балах вместе со своей женой. На одном из таких балов Елизавета Петровна (Российская Императрица с 25.11.1741 по 25.12.1761) подарила жене Ломоносова оригинальный веер.

94.Ломоносов перед смертью успел попрощаться с супругой и дочерьми.

95.Болезненными для Ломоносова были бедность и регулярные упреки папы.

96.С 10-ти летнего возраста Михаил помогал папе.

97.Заслуги Ломоносова были в стекольном деле.

98.Нынешний университет МГУ – это творение Михаила Ломоносова.

99.Первая дочь Ломоносова была рождена еще до свадьбы, таким образом, ее можно считать внебрачной.

100.Почти во всех отраслях науки отметился Ломоносов.

100-faktov.ru

Деятельность М. В. Ломоносова

Биография М. В. Ломоносова

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И. И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731–1736), а наук не оставил».

Счастливая случайность – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: «ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось». В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Научное наследие

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только основные результаты, полученные Ломоносовым.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В 1741–1750 годах в различных работах ученый изложил основы своего атомно-корпускулярного учения, объединяющего в одно стройное целое всю физику и химию. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Очень высоко оценивал это открытие президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, который писал: «Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносовым, состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности. Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми умами… В отличие от своих предшественников Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы… Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе».

Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц.

М. Ломоносова можно смело считать основателем русской химической школы. В 1745–1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Химия, – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая». Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов).

Ученый уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование нефти и чернозема из остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756–58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (ч. 1–2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749–50) и «Краткий российский летописец» (1760). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

Современники знали Ломоносова прежде всего как основателя русской поэзии и первого поэта Руси. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», «О пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, Петру Великому, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов. Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты. Все научные труды Михаила Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа».

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.



biofile.ru

Открытия Ломоносова

Оптика и электричество, тяготение и теплота, металлургия и метеорология, география и искусство, литература и история, философия и химия, астрономия и геология. Все мы знакомы с данными учениями, но не каждый знает, что Михаил Васильевич внес значительный вклад в эти области.

Важнейшие открытия Ломоносова касаются физики, химии и астрономии. Эти великие достижения превзошли научные труды западноевропейских ученых на целые десятилетия.

В начале тысяча семьсот сорок восьмого года Михаил Васильевич настоял на постройке и оборудовании согласно его чертежей химической лаборатории при Академии наук, где он стал проводить анализы образцов разнообразных минералов и руд. Эти экземпляры Ломоносов добывал с горных заводов всех уголков России.

Химические и физические опыты, проводимые Ломоносовым в личной лаборатории, всегда отличались непревзойденной точностью. Однажды, в тысяча семьсот сорок восьмом году, Михаил Васильевич провел такой эксперимент: взвесив запаянный сосуд из стекла со свинцовыми пластинками, он прокалил его, а затем определил массу ещё раз. Пластинки, таким образом, покрылись окислом, однако, суммарный вес сосуда после опыта остался неизменным. В результате был открыт один из важнейших законов природы - сохранения материи. Печатная публикация закона появилась лишь через двенадцать лет, в научной диссертации «Рассуждение о жидкости и твердости тел». Данное открытие Ломоносова по праву считается самым значительным в вышеназванном законе.

Михаил Васильевич был первым, кто сформулировал базисные положения о теории газов, относящиеся к кинетическому разделу. Ломоносов полагал, что любое тело состоит из микроскопичных подвижных частиц — атомов и молекул, движущихся быстрее при нагревании объекта, а при его охлаждении — значительно медленнее.

Научные открытия Ломоносова постоянно касались самых непредсказуемых областей и, таким образом, привели Михаила Васильевича в сферу изящных искусств. В пятидесятые годы 18-го века ученый начал проявлять особенный интерес к бисерным и стеклянным заводам. Именно благодаря Ломоносову появилась такая техника облицовки, как русская мозаика.

В тысяча семьсот шестьдесят первом году Михаил Васильевич наблюдал за прохождением Венеры между Солнцем и Землей. За этим весьма редким явлением следили ученые из многих стран, создававшие для этого дальние экспедиции. Но лишь гений Ломоносов, находясь у себя дома в Петербурге и наблюдая в трубу, сделал величайшее открытие, что атмосфера существует и на Венере, но более плотная, чем на нашей планете. Одного этого открытия Ломоносова было бы предостаточно, чтобы его имя помнили далекие потомки.

Без следующего изобретения Ломоносова астрономам было бы предельно сложно проникнуть вглубь Вселенной, ведь Михаил Васильевич создал мощный по тому времени тип отражательного телескопа. В рефлекторе было всего лишь одно зеркало, которое располагалось с наклоном. Оно давало возможность наблюдать за более ярким изображением предметов, потому что в данном случае свет не терялся.

Опережая современную на то время науку, Ломоносов самым первым из ученых осознал, что поверхность звезды, именуемой Солнцем, представляет собой неистовый огненный океан, ведь в нем даже «камни кипят как вода».

Открытия Ломоносова также коснулись создания научного русского языка. Он начал появляться лишь при царе Петре I и состоял исключительно из заимствованных иностранных слов. Для обозначения каких-либо технических вещей, все специалисты пользовались латинскими, голландскими, немецкими и польскими словами, и они, к сожалению, были непонятны другим.

Достижения Ломоносова ознаменовали упорядочение терминологии и ограничение количества иностранных выражений, заполнивших собою литературный и научный русский язык в начале восемнадцатого века.

fb.ru

Как и где учился Ломоносов Михайло Васильевич. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорно будет напомнить о её великих сынах. Ведь историю, как известно, творят люди.

Родился Михайло Васильевич на Архангельском Севере. Ломоносов не оставил после себя автобиографии или мемуаров, а потому точно неизвестно, как именно прошли его детские и юношеские годы. Известно только, что он рано остался без матери. Отец (человек добрый, но, по воспоминаниям самого Ломоносова «в крайнем невежестве воспитанный») еще пару раз женился, и третья его избранница стала для 9-летнего Миши злой мачехой.

Начальное образование мальчик получил у местного дьячка С. Н. Сабельникова. Страсть ребенка к книгам еще больше ожесточала и без того недобрую мачеху, в результате жизнь в отчем доме стала невыносимой. Желая учиться, тайком от отца в 1730 году с обозом он пошел в Москву. Вряд ли кто-то из его попутчиков мог предположить, что шагающего рядом паренька когда-то назовут светилом русской науки. Давайте поговорим о том, где учился Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, астроном, химик и физик, поэт, филолог, геолог, металлург, художник, историк и генеалог.

м в ломоносов

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

жизнь ломоносова

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Первые научные шаги на родине

В 1741 г. Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Академии Наук. В 1745 г. он уже стал профессором химии и академиком. М. В. Ломоносов ведет научную и литературную деятельность. Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета. И в настоящее время этот московский вуз носит его имя.

Сам Ломоносов был уникальным ученым, которому принадлежат выдающиеся открытия в совершенно разных областях знаний: астрономии, физике, химии, языкознании и литературе.

славяно греко латинская академия

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля - низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

где учился ломоносов

Научная деятельность

Этот человек обладал глубокими знаниями в области точных наук, владел несколькими европейскими языками. Природный гений позволил Ломоносову заложить фундамент русской технической терминологии. Сформулированные им правила в этой области имеют большое применение и в настоящее время. Часто люди, в особенности нынешняя молодежь, даже не догадываются, что многие научные термины, предложенные ученым, употребляются и сегодня. Взять хотя бы слова, которые ныне у всех на слуху: удельный вес, движение, опыты, ось Земли…

жизнь ломоносова

К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ломоносова, его жене и детях. Практически во всех источниках больше идет речь о его научной деятельности. Жизнь Ломоносова всецело была посвящена науке. Даже в своих одах он призывал трудиться и развивать науку во благо Отечества.

fb.ru

Ломоносов Михаил Васильевич — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ломоно́сов Михаил Васильевич (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Куростровская волость, Архангелогородская губерния — 4 (15) апреля 1765, Петербург) — великий русский ученый-естествоиспытатель, поэт, заложивший основы русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Михаил Ломоносов был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя. Мать рано умерла, отец женился еще несколько раз. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, он перечитал всю доступную тогда литературу, в том числе «Арифметику» Магницкого.Решение об учебе был поддержано отцом, и в возрасте 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Здесь, скрыв правду о своем крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую) академию. В 1735 году, добившись выдющихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге (по некоторым сведениями, до того он два года учился в Киево-Могилянской духовной академии и изучал русские летописи).На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение. Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Х. Вольф. Вольф дал о его способностях восторженный отзыв в Петербург, однако указывал и на недостатки Ломоносова — излишнее пристрастие к «разгульной жизни». Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого. В 1739 году Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории. Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 года Михаил Ломоносов самовольно покинул Фрейбург. Более года он скитался по Германии и Голландии и в конце 1741 года вернулся в Россию.Его поэтическая ода «На взятие Хотина» обратила на себя внимание двора еще в его бытность в Германии, в 1739 году. В этот период в России на престол взошла Елизавета Петровна, высоко оценившая поэтическое дарование Ломоносова и его искреннее поклонение перед ее великим отцом. Она неизменно оказывала ему свое покровительство на протяжении всего царствования.После некоторого периода неустроенности и безденежья Ломоносов в январе 1742 года был назначен адъюнктом Петербургской академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским ученым, избранным на должность профессора (академика) химии. Правда, уже в самом начале карьеры Ломоносов вступил в конфликт с иностранными бюрократами. По доносу своего врага И. Шумахера он семь с половиной месяцев (1743-1744) провел на гаупвахте. В его вызволении сыграл огромную роль фаворит императрицы И.И. Шувалов, с которым Ломоносов надолго сохранил тесные отношения. После освобождения он начал читать первые публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 году он добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.Ломоносов принял деятельное участие в опровержении теории теплорода, господствовавшей в то время в науке. В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) ученый пришел к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества. Эта гипотеза была в 19 веке использована в первоначальных попытках построения кинетической теории газов (Г. Дэви, Дж. П. Джоуль). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 годах ученый прочитал студентам курс «Введение в истинную физическую химию», сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом, погибшим в 1753 году от электрического разряда (шаровой молнии?). Эта научная смелость стала известна во всей Европе. Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 года во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Придавая важное значение развитию русского металлургического производства, Ломоносов в 1763 году опубликовал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения. Доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля.

В 1758 году ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Его мысли о важности для России Северного морского пути надолго опередили свое время. В разносторонности интересов Ломоносова отражается все эпоха Просвещения и тот ускоренный путь, который проходила российская наука.

Но Ломоносов много занимался и искусством, что роднит его уже с титанами Возрождения. В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим членом.

В 1755 году во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. Преподавание велось на русском языке. В 1757 году Ломоносов был назначен советником академической Конференции, представил план реорганизации управления Академии и проект ее устава, с 1760 года курировал Академический университет и Академическую гимназию. В 1763 году Ломоносов получил чин статского советника. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской Академии наук, а в 1764 году – почетным членом Болонского института. Вместе с тем, у него практически никогда не прекращались конфликты с теми иностранными учеными и чиновниками, которые саботировали развитие Просвещения в России и стремились выдавить Ломоносова из научной среды.Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 века, одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Как ученый, он уделял огромное внимание разработке языка русской науки, создал химическую русскую номенклатуру. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии высоко оценены А. С. Пушкиным. Ломоносов также — автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.В 1749 году Ломоносов выступил с резкой критикой диссертации Г. Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского», в которой диссертант выдвинул норманнскую теорию. Ломоносов же настаивал на происхождении варягов от славянского племени роксолан. Полемика Ломоносова с Миллером не раз принимала весьма острый характер. Она в определенной степени подтолкнула Ломоносова к историческим исследованиям. С 1751 года он начал работать по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 году.

Его «Краткий Российский летописец с родословием» (1760) представляет собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Также Ломоносов принимал участие в подготовке материалов для «Истории Петра Великого» Вольтера. И в художественных произведениях и в исторических трудах Петр для Ломоносова был образцом государственного деятеля, центральной фигурой российской истории.

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
  • Лебедев Е. Н. Ломоносов. М., 1990.
  • История философской мысли в Московском университете. М., 1982.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII в. М., 1971.
  • Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.
  • Walicki A. A History of Russian Thought from Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979.
  • Marker G. Publishing, Printing and the Origins of Intellectual Life in Russia 1700-1800. Princeton, 1985.
  • Полн. собр. соч. В 11 т. М., Л., 1950-1983.
  • Избр. филос. произв. М., 1950.
  • Избр. произв. Л., 1986.

megabook.ru