Как проходит аттестация учителей английского языка? Что надо чтобы получить высшую категорию учителю


Как получить категорию учителю | Сделай все сам

Наша образовательная система задыхается от недостатка отличных учителей. Молодые эксперты не умеют трудиться со школьниками, а педагога со стажем находятся в коллапсе из-за недостатка времени на периодическую переподготовку в связи с непрерывно меняющимся порядком осуществления образовательных мероприятий. Но, с иной стороны, педагог, имеющий категорию , не только отличнее разбирается в своем предмете, но и получает значительные надбавки к обычно мизерной оплате труда. Как же получить категорию ?

Инструкция

1. Заявление на переаттестацию и присвоение категории учителю подает администрация школы. Заявление и пакет нужных документов предоставляется только в областную Аттестационную комиссию. Если вы трудитесь не больше 2-х лет в данной школе либо находитесь в декретном отпуске, то для вас устанавливается специальный график для прохождения аттестации.

2. Все документы на аттестацию и/или присвоение квалификационной категории заполняет работодатель. Если вы совмещаете работу в нескольких образовательных учреждениях, то такие документы могут оформить и предоставить комиссии сразу несколько работодателей. В пакет документов (портфолио педагога) традиционно входит:- заверенная копия вашей трудовой книжки;- заверенная копия вашего диплома о высшем (либо среднем профессиональном)образовании;- колляции с вашего места работы (либо нескольких), итоги проведения образовательных и внеклассных мероприятий;- свидетельства об окончании КПК и приобретении других видов образования;- информация о итогах ваших предыдущих аттестаций (копия).

3. Ознакомьтесь с уведомлением о вашей аттестации не позже, чем за месяц до ее начала и получите информацию о дате и месте, а также времени проведения аттестационных испытаний. Письменно удостоверите факт ознакомления.

4. Если вы не имеете категории либо у вас подходит к концу 5-летний срок действия предыдущей категории, то вы можете подать заявление самосильно в областную Аттестационную комиссию. Вы можете подавать заявление, только если с момента предыдущей аттестации прошло не менее 2- лет, либо вы трудитесь на одном месте также, не менее 2-х лет.

5. К заявлению приложите типовой пакет документов (портфолио) и лист с итогами предыдущих аттестаций (если они были). Заполните новейший аттестационный лист до пункта, указанного в правилах оформления.

6. Обратите внимание, что не позже, чем через месяц вы обязаны будете получить уведомление, заверенное членами комиссии, о дате, месте и времени проведения аттестационного испытания.

7. Испытание проходит на заседании комиссии в форме экспертизы профессиональных достижений учителя. Если вы хотите присутствовать на этом заседании, укажите это в своем заявлении на присвоение категории.

8. По выводам испытания выносится решение о присвоении либо отказе в присвоении категории. Оригинал аттестационного листа с итогами прохождения испытаний высылается работодателю.

9. Если у вас теснее есть «первая» категория, но вам было отказано в присвоении «высшей», то действие «первой» сохраняется вплотную до установленных сроков.

10. Вы можете обжаловать решение Аттестационной комиссии. Обратитесь в областной отдел образования, комиссию по трудовым спорам либо в суд. Если вы приняли решение обратиться в суд, то заявление дозволено подавать в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения комиссией.

Одной из сторон деятельности педагога является аттестация. Ей педагоги подвергаются один раз в пять лет. Она дозволяет получить больше высокую категорию и прибавку к зарплате.

Обязательная и добровольная аттестация

Высшая категория, как следует из наименования, определяет безусловную степень владения педагогом не только своим предметом, но и методологиями преподавания. С 1 января 2011 года действует новейший порядок аттестации педагогических работников.В текущее время существуют первая и наивысшая квалификационные категории. Прежде также присваивалась вторая категория, впрочем с 2011 года она превратилась в соответствие занимаемой должности. Всякий теперешний учитель должен соответствовать своей должности. Это непременная аттестация. Впрочем аттестация на первую и высшую категории – добровольное дело.Позже 2-х лет работы в школе молодой педагог аттестуется на соответствие занимаемой должности, еще через два года может претендовать на приобретение первой категории. Она будет делать в течение пяти лет. Позже этого учитель может либо подтверждать эту категорию, либо подавать на высшую категорию. Стоит знать, что на столь высокую категорию аттестуют органы на ярусе субъекта РФ.

Особое внимание портфолио

Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию начинается предварительно. Педагог пишет заявление по установленному примеру. Позже этого работодатель подает представление на соискателя категории. В этом документе работодатель всесторонне оценивает высокопрофессиональные качества и навыки учителя. Помимо того, в представлении неукоснительно указываются данные о прохождении курсов возрастания квалификации работником. Помимо того представление включает данные о предыдущих аттестациях. За месяц до аттестации работодатель под роспись знакомит соискателя на высшую категорию с оглавлением представления. Главным моментом при подготовке к аттестации на высшую категорию является составление портфолио. Существуют определенные правила к его оглавлению. Оно подается в аттестационную комиссию совместно с заявлением либо через месяц позже его подачи. Аттестационная комиссия назначает дату, время и место проведения аттестации. Учителям следует помнить, что, не имея первой категории, немыслимо претендовать на приобретение высшей. Для претендента на высшую категорию желанно иметь в портфолио статьи, опубликованные в научно-знаменитых изданиях, участие в конкурсах, победителей и призеров олимпиад и пр. Аттестация на высшую категорию проходит в виде рассмотрения представленного портфолио. В него учитель включит свои достижения и итоги за последние годы. Стоит знать, что аттестация может проходить без непосредственного участия педагога. Об этом он может написать в заявлении на аттестацию. По результатам комиссия переносит решение, присваивается либо нет претенденту наивысшая категория. В случае отказа учитель имеет право через некоторое время опять подать на высшую либо удостоверить первую категорию.

Видео по теме

jprosto.ru

Как аттестоваться на первую категорию учителя? Примерное заявление учителя

Вам понадобится Заявление Аттестационный лист предыдущей аттестации Новый аттестационный лист Портфолио личных достижений

Инструкция1.Аттестация для учителя – это важная процедура. Она стимулирует повышать качество образования и дает уверенность педагогам в своих силах и умении. А, также, она позволяет оценить уровень качественной работы педагога. В 2011 году с 1 января были введены новые правила, согласно которым аттестация становится обязательной для педагогов разного уровня. Те из них, кто не проходил аттестационные испытания, теперь должны подтверждать свое соответствие той должности, которую они занимают. А что же необходимо педагогам, которые решили подать документы на первую категорию? Во-первых, необходимо составить заявление. Его можно написать и подать на рассмотрение в любое время по желанию аттестуемого. Если же срок действия первой категории заканчивается, то с подачей заявления нужно поторопиться. Сделать это следует за три месяца до окончания действия категории.2.Заявление на аттестацию учителя начальных классов на первую квалификационную категорию ничем не отличается от аналогичного заявления учителя-предметника. В любом случае, при составлении заявления педагогу следует особое внимание обратить на его хорошую аргументированность. Кроме заявления потребуется аттестационный лист предшествующей процедуры прохождения аттестации. А, также, педагогу следует заполнить новый аттестационный лист. Для аттестуемого предполагается заполнение семи первых пунктов данного листа. Аттестоваться на первую категорию учителю поможет хорошо подготовленное портфолио личностных достижений. В нем в полной мере должно быть отражено владение педагогам современными методиками и технологиями образовательного процесса. Кроме того, важное место при оценке соответствия первой категории будут иметь эффективные результаты работы учителя и повышение качественных достижений учащихся по данному предмету.3.Ограничений на подачу заявления о присвоении первой квалификационной категории очень мало. Право на ее получение имеют учителя без категории; с первой категорией, срок которой либо заканчивается, либо в середине срока, но, только спустя 2 года после ее присвоения; педагоги с высшей категорией. Соответствующее заявление на первую категорию теперь возможно написать и учителям, не успевшим проработать в данной должности и двух лет, а, также, женщинам, находящимся в отпуске по беременности, и в последующем, по уходу за ребенком. Порядок прохождения аттестации на первую категорию для педагога предусматривает следующее. На начальном этапе заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца. Она назначает место, а, также, дату проведения аттестационных испытаний, о чем и сообщается учителю. Испытание проводится в виде экспертизы потрфолио личных достижений. Кстати, на заседании комиссии может присутствовать сам аттестуемый.4.Аттестация учителей на первую категорию предполагает высокие требования. Это эффективное применение учителем на учебных занятиях современных методик и технологий образовательного процесса. Большим «плюсом» явится активное распространение своего опыта. Педагог может презентовать свое участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на семинарах. Преветствуется активная работа на районных методических объединениях, обобщение своего опыта преподавательской деятельности в любой форме. Весомый вклад в портфолио внесут качественные результаты освоения учащимися предмета данного преподавателя, а, также, достижения обучающихся. Это призовые места в районных и областных олимпиадах, участие в дистанционных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих конкурсах. Все представленные материалы рассматриваются экспертной группой. Именно, она, проведя экспертизу, делает выводы и составляет экспертное заключение. Учителю, работающему творчески и ориентированному на повышение своего профессионального мастерства, получить положительное решение комиссии не составит большого труда.

proffi95.ru

Как проходит аттестация учителей английского языка?

Аттестация учителей должна проводиться по принципу гласности и открытости. Благодаря этой процедуре педагоги могут повышать свой уровень как профессионала, обобщать опыт работы, улучшать мастерство. Аттестация может быть обязательной или добровольной. В первом случае она делается через каждые пять лет и подтверждает соответствие работника занимаемой должности.

Аттестация учителей английского языка для повышения квалификации проводится добровольно. Педагог может пройти ее спустя два года после начала работы. Учителю могут присвоить первую или высшую категорию. Проводится процедура специальной комиссией на основе портфолио, которое педагог предоставляет.

Основные задачи, которые преследует аттестация учителя английского языка, это стимулирование уровня повышения квалификации, а значит и качества его профессионального мастерства. Те, кто проработал менее двух лет, а также беременные женщины, процедуру могут не проходить.

аттестация учителей

Для того чтобы получить первую категорию, педагоги должны показать умение владеть современными технологиями и методами обучения. Помимо этого учителю нужно вносить личный вклад, повышающий качество образования. Учащиеся должны показывать хорошие результаты освоения программы. Все эти данные вносятся в портфолио, которое собирается в течение определенного периода работы. Документация должна быть оформлена соответствующим образом.

Основу портфолио составляют справки и отчеты, заверенные руководителем и другими ответственными лицами (методистом, зам. директором и т. д.). Аттестация учителей проводится в заочной форме, то есть присутствие педагога при проведении процедуры не требуется. Другое дело – подтверждение того, что работник соответствует занимаемой должности. В данном случае работнику понадобится сдать тест, вопросы которого касаются непосредственно деятельности учителя.

аттестация учителей английского языка

При наличии первой категории и опыта работы в данной должности два года, педагог может претендовать на высшую. Для этого учитель должен применять в своей работе новейшие технологии, а его ученики показывать высокие результаты освоения программы. При этом желательно эффективность обучения представить в динамике. Аттестация учителей является показателем того, что педагог активно развивается, совершенствуется в профессиональном мастерстве, что не может не отразиться и на улучшении образовательного процесса.

аттестация учителя английского языка

При присвоении работнику категории учитывается и его участие в различных конкурсах, а также достижения его учеников. Для собственного развития педагогам английского языка можно периодически проходить Кембриджские экзамены. Это поможет учителю дополнительно удостовериться в своем мастерстве. Активизация знаний, стремление применять в своей работе что-то новое, более эффективное – вот задачи, стоящие перед педагогами, которые собираются аттестоваться. К тому же имеется материальная стимуляция тех, кто удачно прошел данную процедуру. Аттестация учителей является достаточно важным моментом для профессиональной карьеры педагога.

fb.ru

Таблица зачисления баллов на категорию

Приложение №6

к Административному регламенту

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности

педагогического работника образовательного учреждения

(учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя (кроме дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, преподавателя-организатора ОБЖ, инструктора по труду, педагога-организатора (кроме учреждения и отделения дополнительного образования детей), старшего вожатого, руководителя физического воспитания (кроме дошкольного образовательного учреждения), тьютора (кроме учреждения дополнительного профессионального образования)

.

(Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность)

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт: ________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., место работы, должность эксперта)

провел(а) экспертизу в форме анализа индивидуальной папки _________________________________________________________________

(дата проведения экспертизы)

Критерии и показатели

Баллы

Наличие подтверждающих документов в индивидуальной папке

Примечания

1. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

1.1

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией*

от 20% до 39% от числа участвующих

или

от 40% до 59% от числа участвующих

или

от 60% и более от числа участвующих

10

20

40

Справка, заверенная работодателем.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

* средние данные за межаттестационный период

1.2

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ*

от 20% до 39% от числа участвующих

или

от 40% до 59% от числа участвующих

или

от 60% и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная работодателем.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

*количество обучающихся, показавших результаты на уровне или выше среднегородских результатов (средние данные за межаттестационный период)

1.3

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА* (ИГА**)

от 20 % до 39 % от числа частвующих

или

от 40 % до 59 % от числа частвующих

или

60 % и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная работодателем.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

* средние данные за межаттестационный период

**для ГБ ПОУ– по результатам итоговой аттестации по дисциплинам

1.4

Качество знаний по итогам внешнего мониторинга*

от20% до 39% от числа участвующих

или

от 40% до 59% от числа участвующих

или

от 60% и более от числа участвующих

20

40

80

Справка, заверенная работодателем.

Суммирование баллов по данным показателям не производится.

* средние данные за межаттестационный период

мониторинг, проводимый районными, городскими методическими службами или органами управления образования

1.5

Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

20

Пример индивидуального образовательного маршрута или карты индивидуального развития ребенка, заверенные работодателем

В межаттестационный период

(учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (ОУ для детей с ОВЗ)

1.6

Положительная динамика в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

60

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы (за 2-3 года), заверенная работодателем.

В межаттестационный период

(учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (ОУ для детей с ОВЗ)

1.7

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, имеющих официальный статус*:

победители (призеры) районного уровня

победители (призеры) городского уровня

победители (призеры) всероссийского уровня

победители (призеры) международного уровня

20

40

100

200

Копии грамот, дипломов или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся, заверенные работодателем.

Документы, подтверждающие роль педагогического работника в подготовке победителей (призеров) олимпиад.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться в зависимости от результативности участия (но не более трех олимпиад)

В межаттестационный период

*учитываются результаты очного тура

1.8

Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, имеющих официальный статус*:

лауреат (дипломант) конкурса, соревнования районного уровня

лауреат (дипломант) конкурса, соревнования городского уровня

лауреат (дипломант) конкурса, соревнования всероссийского уровня

лауреат (дипломант) конкурса, соревнования международного уровня

победитель (призер) конкурса, соревнования районного уровня

победитель (призер) конкурса, соревнования городского уровня

победитель (призер) конкурса, соревнования всероссийского уровня

победитель (призер) конкурса, соревнования международного уровня

10

15

20

30

20

40

100

200

Копии грамот, дипломов или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся, заверенные работодателем.

Документы, подтверждающие роль педагогического работника в подготовке победителей (призеров), лауреатов (дипломантов) конкурсов, соревнований.

Копия положения о конкурсе, заверенная работодателем.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

*учитываются результаты очного тура

1.9

Достижения обучающихся в мероприятиях, имеющих неофициальный статус

20

Ксерокопии дипломов, заверенные работодателем.

В межаттестационный период

2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта, использование новых образовательных технологий

2.1

Наличие опубликованных собственных методических разработок, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

5

10

20

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат.

Интернет публикации на порталах, имеющих регистрацию.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

(включая интернет-публикации)

*Для ГБ ПОУ, – уровень образовательного учреждения

2.2

Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

5

10

20

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат.

Интернет публикации на порталах, имеющих регистрацию.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

(включая интернет-публикации)

*Для ГБ ПОУ – уровень образовательного учреждения

2.3

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока (занятия)*

отзыв положительный

или

отзыв положительный, содержит рекомендации к тиражированию опыта

40

60

Отзывы (не менее 2 уроков (занятий) педагогического работника учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, председателя районного или городского методического объединения. Отзыв эксперта аттестационной комиссии Комитета по образованию, утвержденного приказом Комитета по образованию «Об утверждении списка экспертов аттестационной комиссии». Отзыв члена жюри профессионального конкурса, утвержденного приказом Комитета по образованию (на момент проведения конкурса).

Лист регистрации присутствующих на уроке (занятии), заверенный работодателем.

В межаттестационный период

*суммирование баллов по данным показателям

не производится

2.4

Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, проведение мастер-классов:

районный уровень*

городской уровень

всероссийский уровень (международный уровень)

10

15

30

Программа мероприятия, заверенная работодателем.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

*Для ГБ ПОУ – уровень образовательного учреждения

2.5

Результативность участия в профессиональных конкурсах, имеющих официальный статус:

лауреат (дипломант) конкурса районного (муниципального) уровня

лауреат (дипломант) конкурса городского уровня

лауреат (дипломант) конкурса Северо-Западного Федерального округа

лауреат (дипломант) конкурса всероссийского уровня

лауреат (дипломант) конкурса международного уровня

лауреат (дипломант) всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации

победитель конкурса районного (муниципального) уровня

победитель конкурса городского уровня*

победитель конкурса Северо-Западного Федерального округа

победитель конкурса всероссийского уровня

победитель конкурса международного уровня

победитель всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации**

10

15

20

25

30

50

30

40

50

70

100

300

Копии грамот, дипломов, приказов, распоряжений, заверенные работодателем.

количество баллов по каждому из показателей может суммироваться в зависимости от результативности участия (но не более трех мероприятий)

В межаттестационный период

*вне зависимости от года участия

(начиная с победителя городского уровня)

** включая ПНПО

2.6

Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, в жюри конкурсов, творческих группах.*

40

Копии приказов, распоряжений, сертификатов, заверенные работодателем.

В межаттестационный период

*начиная с районного уровня

2.7

Участие в работе предметных комиссий по проверке ЕГЭ и ГИА:

в течение одного экзаменационного периода;

в течение двух-трёх экзаменационных периодов;

в течение четырёх-пяти экзаменационных периодов;

в качестве третьего эксперта, эксперта- консультанта, эксперта конфликтной комиссии;

в качестве руководителя предметной комиссии;

в качестве члена Федеральной экзаменационной комиссии

10

10

20

10

10

10

Заверенная работодателем копия приглашения на проверку работ части «С» ЕГЭ и ГИА, заверенное печатью РЦОКОиИТ в последний день проверки.

Заверенная работодателем копия распоряжения Комитета по образованию «Об обеспечении проведения единого государственного экзамена в Санкт-Петербурге» за указанный период (для руководителя предметной комиссии).

Заверенная работодателем копия приказа Рособрнадзора «Об утверждении составов федеральной экзаменационной комиссии, конфликтной комиссии и федеральных предметных комиссий» (для члена Федеральной экзаменационной комиссии).

В межаттестационный период

2.8

Исполнение функций наставника

30

Копия локального акта, заверенная работодателем.

В межаттестационный период

2.9

Использование современных образовательных технологий

10

Конспекты не менее 5 уроков (занятий) (распечатка на бумажном носителе), подтверждающие обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий

В межаттестационный период

2.10

Владение навыками пользователя персонального компьютера*:

курсы пользователя ПК

или

квалификационное испытание пользователя ПК

50

до 40

Копия документа о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями, полученного в учреждениях (организациях), имеющих лицензию на реализацию образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, заверенная работодателем.

Справка о прохождении квалификационного испытания пользователя ПК в РЦОКОиИТ.

В межаттестационный период

*суммирование баллов по данным показателям

не производится

2.11

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе:

лицензионных

созданных самостоятельно

наличие страницы на сайте образовательного учреждения и др.

5

10

10

Перечень ЭОР к разделам программы, скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, презентация 1 урока (занятия), проводимого с использованием ЭОР.

В межаттестационный период

2.12

Использование элементов дистанционного обучения участников образовательного процесса

10

Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

В межаттестационный период

2.13

Использование современных методик обследования развития детей*

20

Перечень диагностических материалов; пример карты (протокола) обследования, заверенные работодателем.

В межаттестационный период

*для

учителя-логопеда,

учителя-дефектолога

2.14

Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров

районного уровня

городского уровня

федерального уровня

международного уровня

5

10

15

50

Копия приказа (распоряжения) исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра.

Материалы, подтверждающие результат личного участия педагога в реализации образовательной программе экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра.

В межаттестационный период

2.15

Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов*:

лауреат (дипломант) районного уровня

лауреат (дипломант) городского уровня

победитель районного уровня

победитель городского уровня

10

15

30

40

Копия диплома, заверенная работодателем.

Копия приказа (распоряжения) исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о результатах конкурса.

В межаттестационный период

*(кроме ГБОУ СПО, подведомственных Комитету по здравоохранению)

3.

Наличие административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательного процесса

- 100

Справка работодателя.

В период прохождения аттестации

4. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы

4.1

Наличие опубликованных учебно–методических пособий, имеющих соответствующий гриф и выходные данные:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

10

15

25

Копии титульного листа печатного издания и страницы с выходными данными, заверенные работодателем.

Указываются публикации, изданные в межаттестационный период

*Для ГБ ПОУ – уровень образовательного учреждения

4.2

Участие в разработке программ учебных дисциплин, профессиональных моделей и их компонентов, прошедших экспертизу учебно-методического (экспертного) совета:

районного уровня*

городского уровня

всероссийского уровня

10

15

25

Копия экспертного заключения, заверенная работодателем. Титульный лист программы с отметкой соответствующего учебно-методического (экспертного) совета.

В межаттестационный период

*Для ГБ ПОУ – уровень образовательного учреждения

Рабочие программы, созданные на основе примерных, не учитываются.

4.3

Наличие диссертации по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии:

кандидат наук

доктор наук

50

100

Копия документа, подтверждающего наличие ученой степени, заверенная работодателем.

4.4

Грамоты, благодарности, благодарственные письма в том числе от общественных организаций за успехи в профессиональной деятельности:

районный (муниципальный) уровень

городской уровень

всероссийский уровень*

международный уровень*

5

10

20

30

Копии грамот, благодарностей, благодарственных писем, заверенные работодателем.

В межаттестационный период

* вне зависимости от года получения

4.5

Премии Правительства Санкт-Петербурга

20

Копия сертификата на получение премии, заверенная работодателем, Постановление Правительства Санкт-Петербурга

4.6

Наградыза успехи в профессиональной деятельности:

региональные награды

ведомственные награды

государственные награды

20

30

100

Копии удостоверения, грамоты, благодарности, заверенные работодателем.

Общее количество баллов:

Общее заключение: на основании анализа индивидуальной папки ________________________________________________________________

(Ф.И.О. аттестуемого)

_______________________________________________________________________________ можно сделать вывод, что уровень квалификации

______________________________________ соответствует требованиям, предъявляемым к __________________ квалификационной категории.

(должность) (первой, высшей)

Рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись эксперта: _________________________________________________________________________________________________________

Сумма баллов для определения квалификационной категории

Педагогические работники

Количество баллов

на первую квалификационную категорию

Количество баллов

на высшую квалификационную категорию

Учитель предметов, входящих в перечень ЕГЭ и ГИА

от 240 до 585

585 и выше

Учитель начальных классов

от 200 до 420

420 и выше

Учитель прочих предметов

от 200 до 500

500 и выше

Учитель (только индивидуальное обучение, центр образования)

от 175 до 435

435 и выше

Учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ

от 125 до 320

320 и выше

Учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

от 115 до 290

290 и выше

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

от 110 до 245

245 и выше

Инструктор по труду

от 110 до 275

275 и выше

Преподаватель (образовательное учреждение профессионального образования, подведомственное Комитету по образованию)

от 160 до 400

400 и выше

Преподаватель (образовательное учреждение среднего профессионального образования, подведомственное Комитету по здравоохранению)

от 110 до 285

285 и выше

Преподаватель (образовательное учреждение, подведомственное Комитету по культуре)

от 110 до 180

180 и выше

Педагогические работники государственных казенных образовательных учреждений

от 125 до 280

280 и выше

Воспитатель (в том числе группы продленного дня)

от 85 до 210

210 и выше

Мастер производственного обучения

от 120 до 295

295 и выше

Педагог-организатор (кроме отделений и учреждений дополнительного образования детей)

от 110 до 270

270 и выше

Старший вожатый

от 95 до 235

235 и выше

Преподаватель-организатор ОБЖ

от 105 до 265

265 и выше

Тьютор (кроме учреждения дополнительного профессионального образования)

от 100 до 250

250 и выше

Руководитель физического воспитания

от 110 до 275

275 и выше

infourok.ru

Аттестация пед. работников

1.Особенности формирования аттестационной комиссии Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для объективной оценки труда педагога создается специальная аттестационная комиссия. Эта комиссия включает в себя не менее пяти человек, которые избираются путем тайного голосования из числа педагогов имеющих высшую и первую квалификационные категории и которые получили на выборах наибольшее количество голосов. Здесь надо отметить, что на выборах такой комиссии должно принять участие более половины всего педагогического коллектива. Это должно обеспечить демократичность и профессиональную принципиальность работы будущей комиссии, а также устранить негативные моменты предвзятого отношения работников друг к другу в процессе оценочной деятельности в ходе аттестации. Помимо выбранных членов комиссии из числа самих педагогов в ее состав дополнительно включаются по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Те же лица, которые проходят аттестацию в период работы выбранной комиссии в ее состав включаться не могут. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и до 1 го октября (согласно положению) должен быть доведен до сведения педагогических работников. В работе аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие по одному представителю вышестоящих органов управления образованием и комитета профсоюза. Особо хочется остановится на роли работников профсоюза в работе аттестационной комиссии. Так, при рассмотрении графиков аттестации на заседании комитета профсоюза следует особое внимание обращать на следующие вопросы: Включены ли в график все работники, желающие повысить квалификацию и написавшие заявления в строгом соответствии с пунктами 13,14,15,16,20 Положения об аттестации. Аттестационная комиссия не вправе отказать педагогу о включении его в график, если соблюдены требования по образованию в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, по педагогическому стажу, по срокам с момента прохождения предыдущей аттестации и ранее полученной категории. Обозначена ли в графике точная дата аттестационного собеседования. Не нарушена ли процедура проведения аттестации, обозначенная в п.11 Положения (3 месяца со дня подачи заявления, а для претендентов на высшую категорию со дня представления документа и сдаче квалификационного экзамена). Освобождены ли от сдачи квалификационного экзамена педагогические работники, указанные в п.20 Положения, п/п 20.1-20.7 (кто имеет на это право). Указана ли должность и квалификационная категория педагога, на которую он аттестуется (п.32.1). Соблюдены ли права аттестуемых, которые проходят аттестацию по требованию администрации и с согласия педсовета (п.17 Положения). График на присвоение второй и первой категорий педагогам может составляться в течение года по мере поступления заявлений. Если в графике выявлены нарушения Положения, комитет профсоюза указывает на них аттестационной комиссии в письменном виде и возвращает график для доработки, о чем в протоколе заседания комитета профсоюза делается подробная запись. После чего график окончательно согласовывается на заседании комитета профсоюза. На графике делается запись: «Согласовано с профкомом», указывается дата и номер протокола и подписывается председателем комитета профсоюза. Копия графика прилагается к протоколу заседания профкома. При внесении изменений в график аттестации, обоснованность их внесения должна согласовываться с профкомом (пример, перенесение даты аттестационного собеседования (по заявлению работника) в случае длительной его болезни и др.уважительных причин). Внесение изменений в график рассматривается на заседании аттестационной комиссии. Если в учреждении образования из-за малой численности педагогических работников невозможно создать аттестационную комиссию, а также требуется рассмотреть конфликтную ситуацию, создается аттестационная комиссия органа управления образованием. Перечень учреждений образования, работники которых аттестуются такими комиссиями, определяется руководителем органа управления образованием по согласованию с профсоюзом. Аттестационная комиссия органа управления образованием должна включать не менее семи человек с учетом представителей подведомственных учреждений образования и методических служб. В комиссию должны входить по одному представителю органа управления образованием и профсоюзного комитета. Персональный состав комиссии утверждается руководителем органа управления образованием. Ежегодно до 1 октября работников всех подведомственных учреждений образования ознакомляют с персональным составом комиссии. Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

2.Требования к аттестуемым работникам и порядок проведения аттестационной комиссии К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории. Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности — 1 год, а на высшую категорию -2 года со дня присвоения предыдущей категории. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию. Для претендентов на высшую категорию этот срок отсчитывается со дня предоставления документов о сдаче квалификационного экзамена. Работник не всегда имеет специальную подготовку, установленную квалификационными требованиями. Однако если он качественно выполняет свои служебные обязанности, повышает квалификацию и имеет стаж работы в должности, по которой аттестуется, не менее 3 лет, то проходит аттестацию в установленном порядке. Вместе с тем квалификационная категория не может быть присвоена лицам, имеющим общее среднее образование. С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие. Здесь надо добавить, что согласно положению руководители учреждений образования, работники органов управления образованием и методических служб, а также специалисты народного хозяйства, которые имеют педагогическую нагрузку, проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в установленном порядке. Присвоение же квалификационных категорий может осуществлять только последовательным путем (вторая, первая, высшая). К претендентам, которые имеют первую категорию и хотят получить высшую категорию, аттестационные требования имеют свою специфику, которая выражает в том, что данные кандидаты должны сдать квалификационный экзамен и собеседование (аттестация на вторую и первую категорию не требует сдачи квалификационного экзамена). Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередных курсов повышения квалификации или экстерном. Если претендент не сдал квалификационный экзамен на высшую категорию, дальнейшая его аттестация не проводится. Однако через год он может вновь пройти аттестацию согласно установленному порядку. В случае, если аттестуемый сдал квалификационный экзамен, но в учебно-воспитательном учреждении не получил квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию на протяжении трех лет без сдачи квалификационного экзамена. Положением также предусмотрены некоторые исключения в плане обязательной сдачи квалификационного экзамена. К ним относятся те категории педагогических работников, которые в силу своей профессиональной деятельности в области педагогической теории и практики достигли определенных высот. В качестве примера можно привести педработников имеющих государственные награды Республики Беларусь, учителей и преподавателей, которые имеют ученое звание или степень, являются авторами учебно-методических пособий, комплексов, учебников и т.д. Ход проведения аттестационной комиссии имеет следующие особенности. Работники, которые выразили пройти аттестацию должны подать соответствующее заявление в аттестационную комиссию согласно срокам указанным в положении. График прохождении аттестации на учебный год составляется для претендентов на высшую категорию не позднее 15 октября. На вторую и первую- не позднее 1 апреля текущего года. График утверждается приказом руководителя и согласовывается с профсоюзным комитетом учреждения образования. Аттестуемые должны быть ознакомлены с данным графиком в десятидневный срок собственноручно подписав его. Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями тарифно-квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников. С учетом анализа педагогической деятельности аттестуемого проводится беседа. Не позднее чем за неделю аттестуемого следует ознакомить с его характеристикой за подписью руководителя и председателя профкома учреждения образования. Во время данной беседы оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности, результатах его педагогической работы, морально-личностных качествах педагогического работника, обсуждаются пути самосовершенствования, улучшения педагогической деятельности, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации. Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется в протоколе. Книга протоколов заседаний аттестационной комиссии должна быть прошнурована, пронумерована и закреплена подписью руководителя и печатью. Протоколы подписываются председателем и всеми ленами аттестационной комиссии. Аттестационные материалы хранятся в учреждении образования 5 лет.

3. Особенности решений, принимаемых по результатам аттестации На основании аттестационной беседы комиссия может принять одно из следующих решений: -присвоить соответствующую квалификационную категорию с обозначением должности педагогического работника, по которой он аттестуется; -отказать в присвоении соответствующей квалификационной категории; -снизить квалификационную категорию. Данные решения принимаются путем тайного голосования при наличии не менее 2/3 членов комиссии и явятся правомочным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих. В случае равного количества голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. С решением комиссии аттестуемый знакомиться непосредственно после аттестации под подпись. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования, а в случаях, которые предусмотрены пунктом 11 положения, органов управления образованием и вступает в силу со дня его принятия. По результатам аттестации педагогических работников делаются соответствующие записи в трудовой книжке в графе «Сведения о работе». Контроль над правильным проведением аттестации возлагается на органы непосредственного управления. При несогласии с результатами аттестации педагогический работник имеет право в 10-дневный срок обратиться с заявлением в аттестационную комиссию вышестоящего органа управления образования. При выявлении нарушений аттестационная комиссия вышестоящего органа управления образованием имеет право отменить решение аттестационной комиссии учреждения образования и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которго были допущены определенные нарушения. Решение такой комиссии считается окончательным, объявляется приказом органа управления и доводится до сведения учреждения образования аттестуемого. Производственный споры, которые возникают по результатам аттестации педагогических работников, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья "Особенности аттестации педагогических работников системы образования" есть в журнале "Отдел кадров" №2 2007 с примерами приказов

kadrovik.by

Как получить категорию учителю Работа и карьера

Текст Работа и карьера"Как получить категорию учителю":

Наша образовательная система задыхается от недостатка хороших учителей. Молодые специалисты не умеют работать со школьниками, а учителя со стажем находятся в кризисе из-за недостатка времени на периодическую переподготовку в связи с постоянно меняющимся порядком осуществления образовательных мероприятий. Но, с другой стороны, учитель, имеющий категорию, не только лучше разбирается в своем предмете, но и получает существенные надбавки к традиционно мизерной оплате труда. Как же получить категорию?

Инструкция

Заявление на переаттестацию и присвоение категории учителю подает администрация школы. Заявление и пакет необходимых документов предоставляется только в областную Аттестационную комиссию. Если вы работаете не более 2-х лет в данной школе или находитесь в декретном отпуске, то для вас устанавливается особый график для прохождения аттестации.

Все документы на аттестацию и/или присвоение квалификационной категории заполняет работодатель. Если вы совмещаете работу в нескольких образовательных учреждениях, то такие документы могут оформить и предоставить комиссии сразу несколько работодателей. В пакет документов (портфолио учителя) обычно входит:- заверенная копия вашей трудовой книжки;- заверенная копия вашего диплома о высшем (или среднем профессиональном)образовании;- характеристики с вашего места работы (или нескольких), результаты проведения образовательных и внеклассных мероприятий;- свидетельства об окончании КПК и получении других видов образования;- информация о результатах ваших предыдущих аттестаций (копия).

Ознакомьтесь с уведомлением о вашей аттестации не позднее, чем за месяц до ее начала и получите информацию о дате и месте, а также времени проведения аттестационных испытаний. Письменно подтвердите факт ознакомления.

Если вы не имеете категории или у вас подходит к концу 5-летний срок действия предыдущей категории, то вы можете подать заявление самостоятельно в областную Аттестационную комиссию. Вы можете подавать заявление, только если с момента предыдущей аттестации прошло не менее 2- лет, или вы работаете на одном месте также, не менее 2-х лет.

К заявлению приложите стандартный пакет документов (портфолио) и лист с результатами предыдущих аттестаций (если они были). Заполните новый аттестационный лист до пункта, указанного в правилах оформления.

Обратите внимание, что не позднее, чем через месяц вы должны будете получить уведомление, заверенное членами комиссии, о дате, месте и времени проведения аттестационного испытания.

Испытание проходит на заседании комиссии в форме экспертизы профессиональных достижений педагога. Если вы хотите присутствовать на этом заседании, укажите это в своем заявлении на присвоение категории.

По итогам испытания выносится решение о присвоении или отказе в присвоении категории. Оригинал аттестационного листа с результатами прохождения испытаний высылается работодателю.

Если у вас уже есть «первая» категория, но вам было отказано в присвоении «высшей», то действие «первой» сохраняется вплоть до установленных сроков.

Вы можете обжаловать решение Аттестационной комиссии. Обратитесь в областной отдел образования, комиссию по трудовым спорам или в суд. Если вы приняли решение обратиться в суд, то заявление можно подавать в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения комиссией.

Прислал: Николаева Кристина . 2017-09-18 14:36:20

rabota-i-karera.biniko.com

Аттестация педагогов: стоит ли овчинка выделки?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Днем истины» станет 1 сентября 2014 года для педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад: те из них, кто до сих пор не подтвердит перед квалификационной комиссией свой «высший пилотаж» в профессии или просто не сочтет необходимым это делать, будут «разжалованы» — до первой квалификационной категории.

Напомним, что чуть более года назад начала действовать новая инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников. В Министерстве образования, где разрабатывался этот документ, посчитали, что высшая квалификационная категория не может быть «пожизненной наградой», а потому каждые пять лет педагоги должны свой профессиональный уровень подтверждать перед «высокой» комиссией.

Между тем, за год, что действует новая инструкция, обозначился ряд проблем, которые оказались в центре внимания участников «круглого стола», прошедшего в Центральном комитете Белорусского профсоюза работников образования и науки.

За что боремся?

— Фактически сегодня действуют два вида аттестации. Первый — на присвоение квалификационной категории, который существовал и раньше. И он по-прежнему остается правом педагога. А вот второй вид — на подтверждение высшей квалификационной категории раз в пять лет — стал уже обязанностью. Правда, изначально стоял вопрос о том, что и первую, и вторую квалификационную категории педагогам также придется регулярно подтверждать. Но это существенно бы ухудшило правовое положение большей части педагогических работников, поэтому мы предложили распространить такой порядок только на высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист». И Министерство образования прислушалось к нашей позиции, — подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя отраслевого профсоюза Роман Дапиро. — Наша позиция была следующей: если педагогический работник обязательно должен подтверждать квалификационную категорию, то размер доплаты за нее должен стимулировать педагога к повышению профессионального уровня и присвоения ему более высокой квалификационной категории. Нам было обещано, что размеры надбавок за квалификационные категории будут существенно увеличены, но по сегодняшний день доплаты имеют, скорее символический, чем поощрительный характер. Проект нормативно-правового акта, устанавливающего новые размеры надбавок за квалификацию, был подготовлен, но согласования в облисполкомах не получил.

Переэкзаменовка для педагогов-пенсионеров

— В ЦК профсоюза не прекращается поток вопросов, касающихся аттестации педагогических работников. Много вопросов поступает от педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию уже 20-25 лет, от педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, — сообщила заведующая отделом социально-экономической работы ЦК профсоюза Валентина Герасимович. — Суть таких вопросов сводится к одному: зачем человеку, которому до выхода на пенсию остались год или два, педагогу, который уже вышел на пенсию, или педагогу, который работает в школе только временно (например, на месте «декретницы») идти на квалификационный экзамен? И мы вынуждены им объяснять, что для того, чтобы получать доплату за высшую категорию после 1 сентября 2014 года, ее придется подтверждать. Это обязательное условие для всех работников, независимо от их возраста. Дело в том, что работники пенсионного возраста имеют не только те же трудовые права, что и все остальные, но и одинаковые обязанности, в том числе и в плане повышения квалификации и подтверждения категории. Другое дело, насколько они могут быть заинтересованы в подтверждении высшей категории, учитывая мизерную доплату?.. В том случае, если педагог-пенсионер откажется от подтверждения, его квалификационная категория будет снижена до первой.

В общем, профсоюз считает, что, если в ближайшее время вопрос с увеличением надбавок за квалификационные категории не будет решен, есть смысл ставить вопрос об отмене обязательного квалификационного экзамена на подтверждение высшей категории. В конце концов, педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы...

«Дошкольники» шлют сигналы «SOS»

Очень непростая ситуация сложилась сегодня в дошкольном образовании. Из-за очень низких зарплат дефицит кадров в этой системе приобрел уже хронический характер, но новый порядок аттестации проблему только еще более обострил.

— Обязательным условием допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории является соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Но ни для кого не секрет, что в детских садах работает много специалистов с непрофильным педагогическим образованием. Так, в детских садах Бреста только около 60% педагогов имеют «дошкольное образование», — сообщила заведующая яслей-сада № 69 г. Бреста Галина Янголенко. — Значит, 40% педагогов могут из системы образования уйти. Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина выпустил в этом году только 24 молодых специалиста по профилю «педагогика детства». Поэтому, чтобы закрыть вакансии, в детские сады направляются выпускники других педагогических специальностей. И среди них много талантливых и перспективных педагогов. Но мы не сомневаемся, что после двух лет работы по распределению молодые специалисты систему дошкольного образования покинут, ибо права получить даже вторую квалификационную категорию у них нет. А у тех педагогов без профильного образования, которые уже получили вторую или первую категорию, нет никаких перспектив получить, соответственно, первую и высшую квалификационные категории. Таким образом, мы фактически теряем дошкольное образование, ведь кто завтра пойдет к нам работать?

Более того, в городе уже и некоторые заведующие детскими садами также собираются покинуть свою должность, чтобы перевестись в воспитатели. Все дело в том, что у заведующих отняли право получить или подтвердить высшую категорию. Директор школы, который параллельно с основной работой имеет 5-10 часов учебной нагрузки, может пройти аттестацию как учитель и получать квалификационную надбавку, а заведующему детским садом такую возможность не оставляют. Заведующий вправе только работать на замене своих педагогических работников, которые временно отсутствуют, что все и делают. На замене заведующие в городских садах отрабатывают от 30 до 50% нормы часов воспитателя на ставку, но это не дает им права аттестоваться как воспитателю. Поэтому наше предложение — вернуть право на получение квалификационной категории всем педагогическим работникам, работающим в дошкольных учреждениях, и позволить заведующим детскими садами подтверждать или получать категорию при определенном объеме педагогической нагрузки — например, если на замене воспитателей они будут работать 240 часов в год и больше.

Директор уже не педагог?

Между прочим, и с аттестацией директоров школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений все неоднозначно. Так, руководителю учреждения образования для подтверждения высшей квалификации обязательно нужно работать еще и в должности учителя или иного педагогического работника. Хорошо, если директор школы сможет найти учебную нагрузку на четверть ставки, чтобы в качестве учителя сохранить свою категорию и доплаты, а если — нет? И что делать директору колледжа, который преподает дисциплину, не связанную с профилем полученной им специальности? Почему директор гимназии, который ведет всего 3 часа истории, но каждый год имеет победителей предметной олимпиады, лишен права подтвердить высшую квалификационную категорию? Одним словом, вопросов очень много...

Но, пожалуй, самым проблемным в новой инструкции стал 20 пункт, согласно которому педагог, который трудоустраивается в другое учреждение образования не путем перевода, может лишиться своей квалификационной категории. Например, если сокращенный учитель с высшей категорией идет работать воспитателем в школу-интернат, в дошкольное учреждение, в группу продленного дня или учреждение дополнительного образования, он может лишиться своей категории и ему придется начинать «карьеру» фактически с нуля: сначала отработать два года, чтобы претендовать на вторую категорию, затем еще три года, чтобы «замахнуться» на первую, и так далее. А все потому, что в его трудовой книжке написано «уволен».

Возможно, когда велась работа над новой инструкцией, никто еще не представлял себе масштабы оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, но по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа. Учитывая актуальность этой ситуации, профсоюз намерен добиваться изменения формулировки 20-го пункта, чтобы в дальнейшем у педагогов была возможность сохранить категорию не только в случае перевода работника.

Помогите обобщить опыт!

Что касается самой процедуры сдачи квалификационного экзамена в новых условиях, то, как выяснилось, для многих педагогов определенной преградой стала необходимость обобщения педагогического опыта. Педагоги свою позицию аргументируют следующим образом: мол, педагогика — та профессия, представителям которой постоянно приходится заниматься саморекламой. Они дают открытые уроки, участвуют в конкурсах, готовят своих учеников к участию в конкурсах и олимпиадах. Одним словом, находятся в состоянии оценивания постоянно, а не раз в пять лет... Поэтому предложить разработки своих уроков для педагога гораздо проще, чем сесть и на десяти листах бумаги оформить и изложить наработанный опыт. К тому же эта работа требует у учителя много времени и сил. Возможно, нужно было предусмотреть большую вариативность в проведении экзамена? Например, дать возможность учителю провести серию открытых уроков...

По мнению проректора Академии последипломного образования по научно-методической работе Галины Николаенко, письменное обобщение и оформление педагогами собственного опыта дает возможность записывания лучшего, формирования своеобразной копилки интересных разработок и идей, которые в дальнейшем могут стать основой для обучения других.

— Подтверждение квалификационной категории является общепризнанной мировой практикой. Сегодня по стране уже более 3,5 тысячи педагогов подтвердили высшую квалификационную категорию, не подтвердили ее только 6 человек из общего количества тех, кто сдавал экзамен. Я считаю, что это лучшее свидетельство того, что квалификационный экзамен не является наступлением на права учителя. Что плохого в том, если ваш опыт будет заслушан? — поинтересовалась у педагогов Галина Николаенко. — Экзамен на присвоение новой категории «учитель — методист» сдал уже 31 педагог. И поданы еще 44 заявки.

В течение года на базе Академии последипломного образования проводились также экзамены на присвоение педагогам высшей квалификационной категории. По состоянию на 11 ноября в Академии сдали экзамен 728 человек, из них не смогли доказать свое право на высшую категорию 126 человек, или 17,3% от общего количества. Главной причиной, по которой педагоги не набрали нужное количество баллов, стали проблемы с предметной компетентностью экзаменуемых. Правда, как отмечают в Академии, количество тех, кто не смог сдать экзамен на присвоение высшей категории, начало постепенно снижаться.

Обращают в Академии внимание и на еще одну проблему: 436 педагогов, которым были отправлены приглашения, на экзамен в Минск не приехали — а это, между прочим, 35% от общего количества приглашенных. Причины самые разные: болезнь, семейные обстоятельства, понимание ответственности мероприятия, к которому, возможно, педагоги не успели должным образом подготовиться.

Сегодня в Министерстве образования ведется работа над корректировкой инструкции. Пожелание педагогов — чтобы этот документ был максимально прозрачным, точным и понятным. Чтобы не приходилось читать что-то между строк или искать иной документ десятилетней давности, который объяснит некоторые положения инструкции. Например, инструкция предоставляет право руководителям учреждения образования направлять педагогических работников, которые снизили уровень своей работы, на подтверждение первой и второй квалификационной категории, но конкретных, абсолютно прозрачных и понятных всем критериев снижения результатов педагогической деятельности сегодня нет. Поэтому защищенности учителей этот пункт точно не способствует.

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но обойтись без задействования финансовых рычагов невозможно. Квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплат.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 ноября 2013 года. Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/22820.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

www.afportal.ru