Что такое диалог и монолог? Виды, примеры. Как составлять монолог


Как написать монолог

3 методика:Научитесь использовать монологНаписание драматического монологаНаписание комедийного монолога

Монологи это суть театра. В хорошем монологе, отдельный персонаж берет под свой контроль сцену или экран, чтобы открыть свое сердце и показать переживания. Или заставить нас смеяться. Хорошие монологи - это, как правило, самые запоминающиеся сцены из наших любимых фильмов и спектаклей, моменты, которые позволяют актерам блистать и показать себя в полной мере. Если вы хотите написать монолог для вашей постановки или сценария, узнайте, как разместить его должным образом и подобрать правильный тон. Ознакомьтесь с нижеприведенными шагами для получения дополнительной информации.

Шаги

Метод 1 из 3: Научитесь использовать монолог

  1. 1 Исследуйте знаменитые монологи. От известных внутренних переживаний Гамлета до душераздирающей истории Куинта времен Второй мировой войны в "Челюстях”, монологи могут быть использованы в драме для добавления глубины характеру персонажа. Они дают нам указания для проникновения в характер персонажа и понимания его мотивации. Это скорее сюжетный ход (хотя они всегда должны способствовать продвижению сюжета вперед), чем изучение характера и всего того, что происходит напоказ. Чтобы исследовать их разновидности, познакомьтесь с некоторыми из классических монологов театра и кино:
  2. Торговая речь, раскрывающая Дэвида Мэмета из "Гленгарри Глен Росс”
  3. Монологи Гамлета
  4. "Я мог бы быть претендентом” речь из драмы "В порту”
  5. "Я съел документы о разводе” речь из пьесы "Прощай Чарльз”, Габриэля Дэвиса
  6. Речь Маши "Я говорю вам это потому, что вы писатель” из пьесы Чехова "Чайка”
  7. Замаскированная флагами речь Билла «Мясника» "Благородный человек” из фильма "Банды Нью-Йорка”
  8. 2 Используйте монологи в подходящее время. Пьеса, написанная для сцены или экрана, будет сложной последовательностью диалогов, действий и безмолвия. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики. Возможно, вы захотите, чтобы большая часть сущности сюжетов и героев были разгаданы до беспокойств о монологах. Они должны появляться строго согласно сценарию.
  9. Некоторые монологи используются для знакомства с персонажем, в то время как некоторые сценаристы используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
  10. В общем, в сценарии подходящее время для монолога - момент перемен, когда один герой должен разоблачить другого.
  11. 3 Изучите разницу между монологом и разговором с самим собой. Для истинного монолога необходим другой персонаж, чтобы услышать его. Если другого персонажа нет, то это разговор с самим собой. Он представляет собой классический метод, обычно не использующийся в современной драматургии, но до сих пор применяющийся в спектаклях одного актера и в экспериментальных театрах.
  12. Внутренний монолог или голос за кадром это уже совсем другая категория экспозиции, больше как ремарка "в сторону", чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
  13. 4 Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога - это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение - это выгодно для читателя и сюжета.
  14. Даже если персонаж не перенес никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Молчаливый персонаж, побуждаемый к длинному монологу, проявляется, при зачитывании монолога должным образом. Почему он(а) высказался сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
  15. Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
  16. 5 У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру, как и любой другой вид текста. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение выступления.
  17. Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать "Привет" и "Как ваши дела", занимая впустую это место. Ближе к делу.
  18. В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить разговор. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
  19. Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, "Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?" Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

Метод 2 из 3: Написание драматического монолога

  1. 1 Определите голос персонажа. Когда мы наконец добрались до момента, чтобы прослушать речь персонажа во всех деталях, это не должно быть неожиданностью, услышать как персонаж использует голос, его характер и манеру изложения. Если вы изучаете их голоса во время написания, не исследуйте его в долгом и важном монологе, анализируйте его в любом другом месте в сценарии.
  2. И наоборот, как вольный писатель, обдумайте вопрос о предоставлении вашему персонажу возможности поразглагольствовать, можно использовать любое количество субъектов, для его совершенствования. Роман Брета Истона Эллиса "Американский психопат” характеризуется большим количеством краткого изложения глав, в которых главный герой, Патрик, произносит монологи о различных аспектах культуры потребления: о стерео-оборудовании, поп-музыке и одежде. Предположительно, Эллис писал их как наброски о персонаже и, в конечном итоге, использовал их собственно в самом романе.
  3. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в сценарии (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
  4. 2 Используйте различные тона голоса. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи более убедительными, а ваш сценарий гораздо лучше. Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.
  5. В фильме Умница Уилл Хантинг, персонаж Мэтта Дэймона читает большой монолог, в котором он хватает ворчливого студента Гарварда в баре. Хотя в монологе есть и юмор и триумф, в нем также присутствует глубокая печаль и гнев, что ощущается и в его словах.
  6. 3 Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.
  7. История Куинта о выживании в бедствии Индианаполиса США дает нам возможность, понять глубину его характера. Он не носит спасательный жилет, потому что он напоминает ему о полученной травме. Для истории нет необходимости двигать сюжет вперед, но это добавляет огромную глубину и пафос Квинту, который был, в основном, образцом настоящего мужчины, до этого момента в истории.
  8. 4 Экономьте восклицательные знаки. Не путайте драму и напряжение с "криком". Никто не захочет смотреть пьесу или фильм, в котором все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Так что учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряженность и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.
  9. Настоящие драки - русские горки. Люди устают и не могут кричать о своих сокровенных потрясениях больше, чем в одной фразе. Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
  10. 5 Пусть и тишина заговорит. Этот прием может быть заманчивым для писателей, которые только начали свою писательскую деятельность. При создании драмы часто очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много сцен и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?
  11. Посмотрите некоторые монологи-проповеди из пьесы/фильма "Сомнение”. Когда священник проповедует о "сплетнях", там есть много конкретных деталей, которые не учитывались, потому что он стоит перед скоплением людей. Сообщение переданное монахиням, с которыми он состоит в конфликте, критично и очевидно.

Метод 3 из 3: Написание комедийного монолога

  1. 1 Попробуйте из драматического монолога сделать комедийный. Как бы вы переписали один из монологов Аль Пачино из фильма "Запах женщины”, чтобы превратить его в комедийный? Что бы вы делали, если бы вам пришлось переписать историю Квинта таким образом, чтобы можно было предположить, что он мог оказаться лжецом? Написание комического текста сложнее, потому что предстоит иметь меньше дела с содержанием и гораздо больше с презентацией написанного.
  2. В качестве упражнения, попробуйте переписать "гневные" монологи для пьесы, добавив в них юмор. Комедии и драмы граничат друг с другом, показывая, что это легче, чем может показаться на первый взгляд.
  3. Габриэль Дэвис современный драматург с большим талантом в области юмора и написании остроумных сценариев. Женщина, которая съела ее свидетельство о разводе? Мужчина желающий провести обряд Бар-мицвы в 26 лет? Проверьте. Ознакомьтесь с тем, как часто он использует монологи для создания комичного эффекта.
  4. 2 Стремитесь к сложности. Хороший монолог не обязательно весь должен быть смешным или серьезным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, получится закваска драмы со смехом , и тем самым вы поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное. Это то, что делают хорошие комедии.
  5. Фильмы Мартина Скорсезе, часто отличаются объединением очень забавных моментов с сильно напряженными. Монологи Джейка Ламотты, когда он готовился выйти на сцену в фильме "Бешеный бык”, были одновременно и смешными и разрывающими сердце.
  6. 3 Соблюдайте грань между смешным и глупым. Успешные комические монологи, обычно, не включают в себя туалетный или имеющий отношение к функциям организма юмор, за исключением тех, когда другие стороны драматургии каким-то образом диктуют их. Построение текста с иронией, в некотором отношении, сарказмом, и своего рода, сложность юмора, сделают ваш текст гораздо более успешным и интересным для широкой аудитории.
  7. 4 Пишите от одного полюса к другому. Перед тем как начать писать монолог, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство. Как бы вы дополнили возможный монолог со следующими первыми и последними строками?
  8. Ваша собака мертва. / Сотрите эту дурацкую ухмылку с вашего лица!
  9. В чем проблема вашей матери? / Я не собираюсь разговаривать по скайпу с кошкой в комнате.
  10. Где эти унылые пятьдесят на пятьдесят? / Забудь, забудь, забудь, я возьму лошадь.
  11. Давай, только в этот раз. / Я никогда не вернусь в церковь.

Советы

  • Всегда проверяйте вашу драму. Упражняйтесь в чтении вслух, чтобы получить представление о речи персонажей. Убедитесь, что это звучит естественно.

Предупреждения

  • Время решает все. Продумайте ваш монолог, так вы не позволите вашей аудитории скучать.

ves-mir.3dn.ru

Особенности планирования яркого монолога - подбор материала, подготовка к выступлению

Монологом признается речь, которую ведет один человек. Естественно, любая форма обращения к аудитории является взаимодействием, поэтому важно, чтобы монолог был грамотно выстроен по структуре и был направлен на слушателя.

Выбор темы и цели монолога

Подготовка к выступлению должна начинаться с определения темы и уточнения структуры монолога. Тема должна освещать одну из сторон выбранной проблемы. Не стоит стремится объять большую тему и рассказать все в одном выступлении.

При выборе руководствуйтесь следующими принципами:

  • Высокая степень осведомленности. Вы должны знать тему лучше, чем все остальные слушатели;
  • Способность темы вызвать интерес аудитории;
  • Вопрос, который Вы поднимаете должен быть актуальным среди слушателей.

Название темы должно отвечать основным требованиям, а именно: отражать сущность проблемы; выражать идею выступления лаконично и точно; носить рекламный характер; привлекать внимание и затрагивать интересы слушателей.Готовится к выступлению нужно заранее. Чем раньше Вы начнете подготовку, тем лучше будете разбираться в предмете. Владение какой бы то ни было темой возможно лишь в случае, если она достаточно освоена.Чтобы выступление достигло своей цели, постоянно задавайте себе вопросы:

  1. Какая целевая аудитория?
  2. Для чего я это говорю?
  3. Что должны понять и уяснить слушатели?

Сложно рассчитывать на успех, если Вы не знаете насколько осведомлены слушатели в данном вопросе и насколько это соотносится с их насущными проблемами.Цель выступления должна складываться из:

  • Объяснения;
  • Информирования;
  • Убеждения;
  • Воодушевления;
  • Побуждения к действию;
  • Пробуждения заинтересованности к предмету.

Обычно цель одна, а другие задачи ей сопутствуют.

Этапы подготовки к выступлению-монологу

микрофоны на трибунеКогда Вы определились с аспектом рассмотрения темы, установили себе цель и идею выступления, значит пора наметить предварительный план и приступить к подборке материала.

Хороший план выступления полно и последовательно должен раскрыть тему, позволить аудитории понять логику изложения и воспринять материал должным образом. План составляется заранее и может корректироваться в процессе работы с материалом.

Логическое деление и обоснование пунктов – вот основные принципы правильного построения структуры выступления.Рассмотрим, что должен включать в себя план выступления:

  • Описание проблемы;
  • Причину ее возникновения;
  • Связь данного явления с другими смежными проблемами;
  • Освещение других сторон вопроса и их взаимосвязь;
  • Перспектива развития явления и решение проблемы;
  • Практическое предложение по устранению проблемы;
  • Выводы.

Этап подборки материала для выступления

С подбора материала и начинается подготовка к выступлению. Основную часть должны занимать собственные идеи и предложения оратора, а не компиляция уже известных теорий и соображений.

Однако, все выводы должны быть обоснованными и базироваться на уже доказанных аксиомах теории и практики. Поэтому не лишним будет ссылка на опыт отечественных и зарубежных партнеров, статистические данные, графики и таблицы, а также публикации известных деятелей в данной области. Соблюдайте профессиональную этику, при составлении речи и используйте только специалистов в указанном вопросе.

оратор пишет речь на листе бумагиПодберите подходящие источники и используйте следующие приемы для составления содержания выступления:

  1. Чтение – отбор. На этом этапе Вы составите список литературы, прочитаете аннотации, оглавления и некоторые интересующие Вас главы. Составление списка поможет сделать ссылки и заново найти интересующую книгу.
  2. Ознакомление. Внимательное чтение поможет определить, где и в каком источнике есть подходящий материал. Предварительный план, на этом этапе корректируется и уточняется. Сюда же можно отнести разметку материала.
  3. Изучение. Выписки из книг по итогам ознакомления и согласно установленному плану.

Как сделать речь яркой и запоминающейся

Каждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:

  • Насколько этот пример необходим;
  • Есть ли в нем нетипичные черты, позволяющие правильно извлечь из него урок;
  • Уместен ли он для данных слушателей;
  • Какие чувства он должен вызвать у аудитории.

Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее.

Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы.

люди аплодируютПродумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему.

Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал. В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным.

Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:

  • Ступенчатый. Один пункт материала, должен базироваться на предыдущем;
  • Спиральный. Переход от общего поверхностного изложения к глубокому анализу;
  • Хронологический. Рассмотрение явления с точки зрения его исторического становления;
  • Логический. Структурный и системный подход, затрагивающий теоретические аспекты вопроса;
  • Анализ. Мысленное разложение явления на составные части, а также рассмотрение его частей в отдельности.

Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством. Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала. 

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

delovoi-etiket.ru

Что такое монолог в литературе: примеры

Что такое монолог в литературе? Это достаточно важный писательский прием, с помощью которого можно четко расставить акценты, выразить свою позицию, продемонстрировать убеждения. Многие писатели используют монолог в своих произведениях, чтобы высказать свои самые заветные мысли, вложив их в уста героя.что такое монолог в литературе

Отличие монолога от диалога

Если люди общаются вдвоем — это диалог. Если человек говорит сам с собой — это монолог. Так кратко можно описать различие между диалогом и монологом.

Но если подходить к вопросу академически, пытаясь разобраться, что такое монолог в литературе, то эта тема требует более предметного изучения. Монолог — это определенный способ построения художественной речи. Он представляет собой, как правило, форму размышления, оценку определенных действий или человека, призыв к тому или иному действию. Читатель может соглашаться или внутренне спорить с главным героем, но в самом тексте оппонирования нет.

Диалог же в литературном произведении предполагает спор или обсуждение, собеседники могут как дополнять друг друга своими репликами, так и выражать совершенно противоположные взгляды и идеи, пытаясь найти истину.

Общие закономерности монолога

Этот стилистический прием используется авторами очень давно. Если внимательно изучить, что такое монолог в литературе, и проанализировать самые разные произведения, то приходишь к выводу, что при всем разнообразии подходов есть общие закономерности.литературные приемы список

Из каких бы художественных произведений мы ни взяли монолог, текст его будет подчиняться всегда определенным правилам:

  1. Это речь говорящего человека, который не ждет ответа и не предполагает возражений, уточнений или дополнений. По сути это внутренний манифест главного героя.
  2. Всегда монолог направлен на предполагаемого собеседника. Герой мысленно обращается либо к одному лицу, либо к группе лиц, либо же ко всему человечеству.
  3. Это не способ коммуникации, а, скорее, речевое самовыражение. Герой, произносящий монолог, не ставит целью пообщаться. Его главная задача — высказать наболевшее и самовыразиться.
  4. Есть особенности и с точки зрения стилистики, что такое монолог. В литературе он является единым речевым фрагментом как по своей структуре, так и по смысловой нагрузке. Если диалог состоит из реплик, то составить монолог, чтобы он получился красивым и правильным, можно только из цельного связного текста.

Собственные переживания и общая идея

Для построения монолога используются самые разнообразные литературные приемы. Список их достаточно широкий, но, как правило, это речь от первого лица, которая имеет смысловую завершенность. В комедии Грибоедова "Горе от ума" главный герой - Чацкий - достаточно часто прибегает к монологам:

монолог текст

Не образумлюсь... виноват,И слушаю, не понимаю,Как будто все еще мне объяснить хотят.Растерян мыслями ... чего-то ожидаю.

Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину. Далее герой рассуждает о человеческих чувствах, говорит об обмане и собственных заблуждениях и под конец подходит к пониманию того, что нужно бежать из этого общества:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,Где оскорбленному есть чувству уголок! -Карету мне, карету!

В этом монологе заключены не только личностные переживания. Автору так удалось составить монолог, что он вложил в уста главного героя основную идею произведения.

Стилистические приемы

Автор всегда старается, чтобы монолог, тест которого очень важен для понимания сути произведения, был вписан органично и оправданно. Ну не станет же он просто ни с того ни с сего декларировать какие-то ценности или идеи. Поэтому подход к построению монолога весьма серьезен. Существуют определенные литературные приемы, список которых известен даже начинающим литераторам:

  • Наличие местоимений, обращений и глаголов 2-го лица. Герои часто мысленно обращаются к своему воображаемому собеседнику, иногда просто на «ты», иногда даже по имени.
  • В зависимости от цели монолога выделяются его речевые типы. Это может быть рассказ о каком-либо событии, исповедь, рассуждение, самохарактеристика и так далее.
  • Авторы часто используют разговорный стиль, применяют экспрессивно окрашенную лексику, иногда даже ведут внутренний диалог с предполагаемым собеседником.

Внутренний монолог

Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним. Этим приемом впервые начали активно пользоваться такие писатели, как Марсель Пруст и Джеймс Джойс.монолог определение

Внутренний монолог в литературе принято еще называть потоком сознания. Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе "По направлению к Свану". А более основательно внутренние монологи стал использовать Дж. Джойс в романе "Улисс", который вышел в свет в 23 номерах американского журнала с 1918-го по 1920 год. Поток сознания главного героя построен так же, как внутренний монолог с самим собой. Человек ныряет в реальность и перемешивает ее со своими внутренними переживаниями. Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. Иногда сложно отделить реальность от вымысла, переживания от фантазий.

Самые известные монологи в мировой литературе

Великолепно владел искусством монолога в своих произведениях Антон Чехов. В пьесе «Чайка» героиня Маша произносит трогательный монолог, текст которого посвящен будущему мужу. Коллизия состоит в том, что он ее любит, а она его — нет. Другой герой этой пьесы, Константин, рассуждает вслух, как сложились его отношения с матерью. Этот монолог печален и нежен.

составить монолог

Часто использовал в своих пьесах монологи и Уильям Шекспир. В пьесе «Буря» герой Тринкуло, который обладает отличным чувством юмора, произносит страстное обращение. Он пытается укрыться от бури, при этом перемежает свою речь столь пикантными деталями и забавными поворотами, что читатель остро понимает его отвращение от действительности.

Органично вписывали монологи в свои произведения Лермонтов, Островский, Достоевский, Толстой, Набоков. Очень часто монологи главных героев отражают личную позицию автора, поэтому они так ценны в произведениях.

fb.ru

Как написать монолог - Как? Так!

Содержимое:

3 метода:

Монологи это суть театра. В хорошем монологе, отдельный персонаж берет под свой контроль сцену или экран, чтобы открыть свое сердце и показать переживания. Или заставить нас смеяться. Хорошие монологи - это, как правило, самые запоминающиеся сцены из наших любимых фильмов и спектаклей, моменты, которые позволяют актерам блистать и показать себя в полной мере. Если вы хотите написать монолог для вашей постановки или сценария, узнайте, как разместить его должным образом и подобрать правильный тон. Ознакомьтесь с нижеприведенными шагами для получения дополнительной информации.

Шаги

Метод 1 Научитесь использовать монолог

  1. 1 Исследуйте знаменитые монологи. От известных внутренних переживаний Гамлета до душераздирающей истории Куинта времен Второй мировой войны в “Челюстях”, монологи могут быть использованы в драме для добавления глубины характеру персонажа. Они дают нам указания для проникновения в характер персонажа и понимания его мотивации. Это скорее сюжетный ход (хотя они всегда должны способствовать продвижению сюжета вперед), чем изучение характера и всего того, что происходит напоказ. Чтобы исследовать их разновидности, познакомьтесь с некоторыми из классических монологов театра и кино:
    • Торговая речь, раскрывающая Дэвида Мэмета из “Гленгарри Глен Росс”
    • Монологи Гамлета
    • “Я мог бы быть претендентом” речь из драмы “В порту”
    • “Я съел документы о разводе” речь из пьесы “Прощай Чарльз”, Габриэля Дэвиса
    • Речь Маши “Я говорю вам это потому, что вы писатель” из пьесы Чехова “Чайка”
    • Замаскированная флагами речь Билла «Мясника» “Благородный человек” из фильма “Банды Нью-Йорка”
  2. 2 Используйте монологи в подходящее время. , написанная для сцены или , будет сложной последовательностью диалогов, действий и безмолвия. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики. Возможно, вы захотите, чтобы большая часть сущности сюжетов и героев были разгаданы до беспокойств о монологах. Они должны появляться строго согласно сценарию.
    • Некоторые монологи используются для знакомства с персонажем, в то время как некоторые сценаристы используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
    • В общем, в сценарии подходящее время для монолога - момент перемен, когда один герой должен разоблачить другого.
  3. 3 Изучите разницу между монологом и разговором с самим собой. Для истинного монолога необходим другой персонаж, чтобы услышать его. Если другого персонажа нет, то это разговор с самим собой. Он представляет собой классический метод, обычно не использующийся в современной драматургии, но до сих пор применяющийся в спектаклях одного актера и в экспериментальных театрах.
    • Внутренний монолог или голос за кадром это уже совсем другая категория экспозиции, больше как ремарка "в сторону", чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
  4. 4 Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога - это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение - это выгодно для читателя и сюжета.
    • Даже если персонаж не перенес никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Молчаливый персонаж, побуждаемый к длинному монологу, проявляется, при зачитывании монолога должным образом. Почему он(а) высказался сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
    • Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
  5. 5 У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру, как и любой другой вид текста. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение выступления.
    • Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать "Привет" и "Как ваши дела", занимая впустую это место. Ближе к делу.
    • В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить разговор. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
    • Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, "Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?" Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

Метод 2 Написание драматического монолога

  1. 1 Определите голос персонажа. Когда мы наконец добрались до момента, чтобы прослушать речь персонажа во всех деталях, это не должно быть неожиданностью, услышать как персонаж использует голос, его характер и манеру изложения. Если вы изучаете их голоса во время написания, не исследуйте его в долгом и важном монологе, анализируйте его в любом другом месте в сценарии.
    • И наоборот, как вольный писатель, обдумайте вопрос о предоставлении вашему персонажу возможности поразглагольствовать, можно использовать любое количество субъектов, для его совершенствования. Роман Брета Истона Эллиса “Американский психопат” характеризуется большим количеством краткого изложения глав, в которых главный герой, Патрик, произносит монологи о различных аспектах культуры потребления: о стерео-оборудовании, поп-музыке и одежде. Предположительно, Эллис писал их как наброски о персонаже и, в конечном итоге, использовал их собственно в самом романе.
    • Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в сценарии (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
  2. 2 Используйте различные тона голоса. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи более убедительными, а ваш сценарий гораздо лучше. Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.
    • В фильме Умница Уилл Хантинг, персонаж Мэтта Дэймона читает большой монолог, в котором он хватает ворчливого студента Гарварда в баре. Хотя в монологе есть и юмор и триумф, в нем также присутствует глубокая печаль и гнев, что ощущается и в его словах.
  3. 3 Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.
    • История Куинта о выживании в бедствии Индианаполиса США дает нам возможность, понять глубину его характера. Он не носит спасательный жилет, потому что он напоминает ему о полученной травме. Для истории нет необходимости двигать сюжет вперед, но это добавляет огромную глубину и пафос Квинту, который был, в основном, образцом настоящего мужчины, до этого момента в истории.
  4. 4 Экономьте восклицательные знаки. Не путайте драму и напряжение с "криком". Никто не захочет смотреть пьесу или фильм, в котором все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Так что учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряженность и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.
    • Настоящие драки - русские горки. Люди устают и не могут кричать о своих сокровенных потрясениях больше, чем в одной фразе. Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
  5. 5 Пусть и тишина заговорит. Этот прием может быть заманчивым для писателей, которые только начали свою писательскую деятельность. При создании драмы часто очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много сцен и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?
    • Посмотрите некоторые монологи-проповеди из пьесы/фильма “Сомнение”. Когда священник проповедует о "сплетнях", там есть много конкретных деталей, которые не учитывались, потому что он стоит перед скоплением людей. Сообщение переданное монахиням, с которыми он состоит в конфликте, критично и очевидно.

Метод 3 Написание комедийного монолога

  1. 1 Попробуйте из драматического монолога сделать комедийный. Как бы вы переписали один из монологов Аль Пачино из фильма “Запах женщины”, чтобы превратить его в комедийный? Что бы вы делали, если бы вам пришлось переписать историю Квинта таким образом, чтобы можно было предположить, что он мог оказаться лжецом? Написание комического текста сложнее, потому что предстоит иметь меньше дела с содержанием и гораздо больше с презентацией написанного.
    • В качестве упражнения, попробуйте переписать "гневные" монологи для пьесы, добавив в них юмор. Комедии и драмы граничат друг с другом, показывая, что это легче, чем может показаться на первый взгляд.
    • Габриэль Дэвис современный драматург с большим талантом в области юмора и написании остроумных сценариев. Женщина, которая съела ее свидетельство о разводе? Мужчина желающий провести обряд Бар-мицвы в 26 лет? Проверьте. Ознакомьтесь с тем, как часто он использует монологи для создания комичного эффекта.
  2. 2 Стремитесь к сложности. Хороший монолог не обязательно весь должен быть смешным или серьезным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, получится закваска драмы со смехом , и тем самым вы поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное. Это то, что делают хорошие комедии.
    • Фильмы Мартина Скорсезе, часто отличаются объединением очень забавных моментов с сильно напряженными. Монологи Джейка Ламотты, когда он готовился выйти на сцену в фильме “Бешеный бык”, были одновременно и смешными и разрывающими сердце.
  3. 3 Соблюдайте грань между смешным и глупым. Успешные комические монологи, обычно, не включают в себя туалетный или имеющий отношение к функциям организма юмор, за исключением тех, когда другие стороны драматургии каким-то образом диктуют их. Построение текста с иронией, в некотором отношении, сарказмом, и своего рода, сложность юмора, сделают ваш текст гораздо более успешным и интересным для широкой аудитории.
  4. 4 Пишите от одного полюса к другому. Перед тем как начать писать монолог, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство. Как бы вы дополнили возможный монолог со следующими первыми и последними строками?
    • Ваша собака мертва. / Сотрите эту дурацкую ухмылку с вашего лица!
    • В чем проблема вашей матери? / Я не собираюсь разговаривать по скайпу с кошкой в комнате.
    • Где эти унылые пятьдесят на пятьдесят? / Забудь, забудь, забудь, я возьму лошадь.
    • Давай, только в этот раз. / Я никогда не вернусь в церковь.

Советы

  • Всегда проверяйте вашу драму. Упражняйтесь в чтении вслух, чтобы получить представление о речи персонажей. Убедитесь, что это звучит естественно.

Предупреждения

  • Время решает все. Продумайте ваш монолог, так вы не позволите вашей аудитории скучать.

Прислал: Николаева Кристина . 2017-11-06 17:41:03

kak-otvet.imysite.ru

МОНОЛОГ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭТО, Монолог — Википедия

МОНОЛОГ — (от моно… В этом монологе заключены не только личностные переживания. Часто использовал в своих пьесах монологи и Уильям Шекспир. С точки зрения участия в речи одного, двух и бо­лее людей выделяют монолог, диалог и полилог. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке.

Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов.

Если люди общаются вдвоем — это диалог. Монолог — это определенный способ построения художественной речи. Он представляет собой, как правило, форму размышления, оценку определенных действий или человека, призыв к тому или иному действию. Это речь говорящего человека, который не ждет ответа и не предполагает возражений, уточнений или дополнений. Всегда монолог направлен на предполагаемого собеседника. Герой, произносящий монолог, не ставит целью пообщаться.

Есть особенности и с точки зрения стилистики, что такое монолог. В литературе он является единым речевым фрагментом как по своей структуре, так и по смысловой нагрузке. Если диалог состоит из реплик, то составить монолог, чтобы он получился красивым и правильным, можно только из цельного связного текста.

Для построения монолога используются самые разнообразные литературные приемы. Список их достаточно широкий, но, как правило, это речь от первого лица, которая имеет смысловую завершенность. И слушаю, не понимаю,Как будто все еще мне объяснить хотят.Растерян мыслями … чего-то ожидаю. Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину.

Автору так удалось составить монолог, что он вложил в уста главного героя основную идею произведения. Автор всегда старается, чтобы монолог, тест которого очень важен для понимания сути произведения, был вписан органично и оправданно. Ну не станет же он просто ни с того ни с сего декларировать какие-то ценности или идеи. Поэтому подход к построению монолога весьма серьезен. Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним.

Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе «По направлению к Свану». Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. В пьесе «Буря» герой Тринкуло, который обладает отличным чувством юмора, произносит страстное обращение. Он пытается укрыться от бури, при этом перемежает свою речь столь пикантными деталями и забавными поворотами, что читатель остро понимает его отвращение от действительности.

Очень часто монологи главных героев отражают личную позицию автора, поэтому они так ценны в произведениях. Прак­тически все существующие тексты охватываются этой лингвистической классификацией, но с определенной и своеобразной стороны.

Внутренний монолог

Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художествен­ного произведения. Иначе говоря, монолог- продукт инди­видуального творчества, он требует тщательной ли­тературной отделки. Так, для монолога повествовательного типа харак­терны фразы, в которых видо-временные формы гла­гольных сказуемых выражают последовательность дей­ствий, движение событий.

Смотреть что такое «Монолог» в других словарях:

А суетиться перед лицом вечности не след. У нас в совке умели как-то быстро-быстро закопать кого-то, потом рас­копать и опять закопать. И такое было. Кажется, у Николая Васильевича Гоголя свист­нули при перезахоронении. Забальзамировать фараона, построить мавзолей, выставить на публичное осмотрение, потом и другого туда же. Несколько лет, что они рядом лежали, в сравнении с вечностью — минуты.

Самые известные монологи в мировой литературе

Ку­да, в принципе не ясно, но с костями бы ошибки не вы­шло. Особая разновидность монолога — внутренний мо­нолог, цель которого — выразить, имитировать про­цесс эмоционально-мыслительной деятельности че­ловека, «поток сознания».

Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что де­лала. Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела под­няться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое тол­кнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! До сих пор речь шла о монологе как компоненте художественного произведения. Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях.

Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме го­сударственного строительства. Подберите из художественной литературы или составь­те на любую тему монолог (в форме исповеди, или внут­реннего монолога, или сказа). Если иметь в виду бытовые ди­алоги, то это, как правило, речь спонтанная, непод­готовленная, в наименьшей степени литературно об­работанная.

Диалоги могут иметь и более сложный характер. Ин­формация, содержащаяся в репликах, нередко не ис­черпывается значениями языковых единиц. Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А- завуалированное предложение помириться, а ответ Б — отказ, но не окончательный.

Смысл реплик, как пока­зывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структур­ной, но и смысловой сложности диалога. Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая сво­его постоянного клиента, рассказал ему о том, что в по­жаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.

Отличие монолога от диалога

Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел. В дурдом его надо было посадить. А Христос таким ноги мыл, — словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу. Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.

Большую роль играют в диалоге и ав­торские ремарки, комментарии, направляющие чи­тательское восприятие. В диалоге обычно раскрываются характеры. Он — средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественно-эстетические функции диалогов мно­гообразны, они зависят от индивидуального стиля пи­сателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

Для этого необходимо нафантазировать себе внутренние монологи. Но если подходить к вопросу академически, пытаясь разобраться, что такое монолог в литературе, то эта тема требует более предметного изучения. Так кратко можно описать различие между диалогом и монологом.

Послушать еще:

  • Онлайн гадание «Разлука»Онлайн гадание «Разлука» Гадание на рунах – Исцеление отношений. Гадание на Рунах – Расставание. Гадание на рунах – Любовное увлечение. Сделать гадание на бывшего парня, и получите […]
  • Заварной крем без молока – варианты украшения тортаЗаварной крем без молока – варианты украшения торта Потом взять размякшее сливочное масло, венчиком взибвая, добавлятьпостепенно заварной крем. Масла сколько - не знаю точно.. Когда хочется,чтобы пожирнее было […]
  • Hulkar Abdullaeva — Paka pak (Zamin Shou 2015) — Видео от FunKinoHulkar Abdullaeva — Paka pak (Zamin Shou 2015) — Видео от FunKino С подачи губернатора Владимирской области Орловой , Министерство сельского хозяйства России подготовило законопроект о внесении изменений в законодательство о […]

chasertugy.ru

Что такое диалог и монолог? Виды, примеры :: SYL.ru

Что такое монолог и диалог? Это формы высказывания, которые встречаются и в кино, и в литературе, и в повседневной речи. В диалогах мы участвуем каждодневно. Менее распространены в разговорной речи монологи. Что такое диалог? Чем он отличается от монолога? Каковы особенности этих форм высказывания? Какие существуют виды монолога и диалога? На эти вопросы ответы можно найти в сегодняшней статье.

Монолог

Что такое диалог? Это беседа нескольких человек. В монологе принимает участие всего одно лицо. В этом его главное отличие от беседы. Общая особенность монолога и диалога заключается в том, что эти формы высказывания могут быть выражены как устно, так и письменно.

В художественных произведениях герои делятся высказываниями. Один из персонажей вдруг произносит длинную речь, при этом задает множество риторических вопросов. Другими словами, рассуждает, не предполагая получить отклик от слушателей. Это и есть монолог. В переводе с древнегреческого языка термин означает «речь».

О том, что такое монолог, хорошо известно студентам. Они почти каждый день слышат его на лекциях. Школьный учитель тоже имеет обыкновение рассуждать, но его речь, как правило, включает элементы беседы. Примеры монолога и диалога можно услышать по телевидению. Какой формой высказывания является предновогодняя речь президента? Конечно, монологом. Но если тот же президент или любая другая публичная личность отвечает на вопросы журналистов – это уже диалог.

В античной литературе

Монолог – это отрывок лирического или эпического характера. Он прерывает, отвлекает читателя, переключает его на размышления. Монолог появился еще в Античности. Неудивительно, ведь первыми драматургическими авторами являются именно древние греки.

Нередко монолог в античной драме представлял собой рассуждения на тему, которая не имела отношения к основному действию. В комедиях Аристофана, например, хор время от времени обращается к зрителям – рассказывает о событиях, о которых иначе на сцене поведать нельзя. Аристотель называл монолог важной составляющей драмы. Однако среди прочих ее элементов отводил этой форме высказывания последнее место.

Виды

В XVI-XVII столетиях монолог в пьесах играл уже более важную роль. Он помогал раскрыть характер героя, порою привносил в сюжет некоторую остроту. В произведениях монологи встречаются следующих видов:

  • Апарт. Персонаж произносит несколько слов в сторону, тем самым раскрывает свое внутреннее состояние.
  • Стансы. Герой произносит долгую поэтическую речь.
  • Поток сознания. Этот тип монолога представляет собой мысли персонажа, которые не требуют очевидной логики, не имеют четкого литературного построения.
  • Авторское слово. Обращение автора к читателю через одного из героев.
  • Диалог в одиночестве. Рассуждение персонажа с другим действующим лицом, который его не слышит.

Диалог

Выше мы разобрались в том, что такое монолог. Диалог – форма высказывания, которая неизменно присутствует в драматургических, прозаических произведениях, кроме того, постоянно используется людьми в повседневной речи. К такому виду речи довольно уважительно относился древнегреческий философ Платон. Он систематически использовал диалог в качестве независимой литературной формы.

Монолог и диалог поэтами и писателями используется на протяжении более двух тысяч лет. Всё же у античных авторов пользовалась большой популярностью вторая форма речи. Диалог стал после Платона основным литературным жанром в древнегреческой литературе.

Виды диалогов:

  • Разноплановый.
  • Диалог вопросов.
  • Структурированный.

Значения слов «диалог» и «монолог» почти не изменились с античных времен. «Логос» в переводе с греческого «слово». «Моно» – «один», «диа» - «два». Однако под термином «диалог» сегодня понимают разговор двух и более людей. Хотя существует и другое, более подходящее понятие – «полилог».

Стоит сказать несколько слов о самом известном произведении Платона. «Диалоги» были созданы в III столетии до нашей эры. В этом произведении древнегреческий автор изложил философские рассуждения известных мудрецов. В название каждой из частей книги вынесено имя самого значимого персонажа. В «Диалоги» Платона входят «Апология Сократа», «Федон, или О душе», «Софист, или О сущем», «Пир, или О благе» и т. д.

Рассмотрим самые известные монологи и диалоги на русском языке. Среди примеров, приведенных ниже, есть и описания сцен из зарубежной литературы.

«Гамлет»

Монолог, диалог – виды речи, которые являются составляющими любого художественного произведения. Те, что созданы талантливыми авторами, разлетаются на цитаты. Чрезвычайно знамениты монологи, произносимые шекспировские персонажами. И прежде всего Гамлетом. К слову сказать, в отличие от диалога, монолог форма речи, позволяющая максимально раскрыть переживания героя.

Размышления Гамлета ο смысле жизни, его сοмнения в правильнοсти выбранных действий — все это οтразилось прежде всегο в мοнοлοгах, οсοбеннο в речи, кοтοрая начинается сο слοв «Быть или не быть?» В οтвете на извечный вοпрοс прοявилась сущнοсть трагедии шекспирοвскοгο персοнажа — трагедии личнοсти, кοтοрая пришла в этοт мир слишкοм ранο и увидела все егο несοвершенствο.

Вοсстать «на мοре смут» и сразить их или пοкοриться «пращам и стрелам ярοстнοй судьбы»? Гамлет дοлжен выбрать οдну из двух вοзмοжнοстей. И в этοт мοмент герοй, как и ранее, сοмневается: стοит ли бοрοться за жизнь, кοтοрая «плοдит οднο лишь злο»? Или οтказаться οт бοрьбы?

Гамлет пοнимает, чтο судьба предназначила егο для вοсстанοвления справедливοсти в Датскοм кοрοлевстве, нο οн дοлгο не решается вступить в бοрьбу. Οн пοнимает, чтο есть единственный спοсοб пοбедить злο — испοльзοвать тο же злο. Нο этοт путь мοжет исказить самую благοрοдную цель.

Герοй Шекспира не хοчет жить пο принципу, кοтοрοму следует бοльшинствο οбывателей, — «для дοстижения цели все средства хοрοши». Пοэтοму решает «заснуть и умереть — и все...» Смерть — οднο из вοзмοжных пοследствий внутренней бοрьбы, кοтοрая выражена в этοм экспрессивнοм мοнοлοге.

Каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Монолог этого героя неизменно читают талантливые и бездарные абитуриенты на вступительных экзаменах в театральные вузы. В списке лучших исполнителей роли знаменитого шекспировского персонажа одно из первых мест занимает советский актёр Иннокентий Смоктуновский. Для того чтобы понять, что такое монолог, оценить его роль в раскрытии художественного образа, стоит посмотреть киноленту 1964 года.

Речь Мармеладова

Достоевский – мастер создания ярких монологов и диалогов. Неповторимые, чрезвычайно глубокие по содержанию речи произносят в его книгах герои как главные, так и второстепенные. Один из примеров – монолог чиновника Мармеладова – человека несчастного, ничтожного, опустившегося. В словах, которые произносит персонаж, обращаясь к Раскольникову, безграничная боль, самобичевание, странное желание принизить тебя. Ключевые слова в монологе Мармеладова: «Бедность не порок, нищета порок».

Стоит сказать, что отрывок из «Преступления и наказания», в котором показана встреча главного героя с отцом Сони, можно назвать и диалогом. Раскольников беседует с Мармеладовым, узнаёт о подробностях его жизни. Однако именно спившийся чиновник произносится здесь речь, которая раскрывает не только его личную трагедию, но и трагедию целого социального слоя Петербурга XIX века.

Беседа убийцы и следователя

Интересный диалог присутствует в одной из сцен с участием Родиона Романовича и пристава следственных дел. Раскольников с Порфирием Петровичем беседует трижды. Последняя встреча происходит в квартире студента. В этой сцене следователь проявляет тонкие психологические способности. Он знает, кто совершил убийство. Но улик у него нет.

Порфирий Петрович психологически давит на Раскольникова, принуждая его сознаться. В сюжете этот диалог играет важную роль. Однако ключевой фразой в романе Достоевского являются слова Раскольникова, которые он произносит в беседе с Соней Мармеладовой. А именно «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

«Идиот»

Анастасия Филипповна – одна из знаменитейших героинь в русской литературе. Монолог, который она произносит при последней встрече с Меньшиковым, неизменно пользуется популярностью у абитуриенток театральных вузов. Речь Настасьи Филипповны пронизана болью, отчаянием. Главный герой делает ей предложение. Она отказывает ему. Слова, которые произносит Настасья Филипповна, обращены к князю. Вместе с тем эту речь можно назвать монологом в одиночестве. Настасья Филипповна приняла решение уехать с Рогожиным, понимает, что обречена, и произносит прощальную речь.

«Гранатовый браслет»

В повести Куприна имеется немало интересных диалогов. Например, беседа Генерала Аносова с главной героиней. В одной из сцен, после празднования именин Веры, между ними состоялась беседа, которая неким образом повлияла на ее отношение к Желткову. Самым же ярким монологом в «Гранатовом браслете» является, конечно же, предсмертное письмо телеграфиста.

«Мастер и Маргарита»

В книге Булгакова огромное количество неповторимых диалогов, монологов. Высказывания героев давно превратились в афоризмы. Первая глава называется «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Берлиоз и Бездомный, ничего не зная о предостережениях автора, вступают в беседу с иностранцем. Здесь раскрываются характеры героев. Бездомный демонстрирует невежество. Берлиоз – широкий кругозор, высокий интеллект, но вместе с тем хитрость, осторожность.

Монолог Мастера

Самые яркие, интересные диалоги в романе Булгакова – диалоги с участием помощников Воланда. Наиболее глубокий монолог принадлежит главному герою – Мастеру. В клинике он знакомится с бывшим поэтом Бездомным, рассказывает ему о своей прежней жизни. Диалог плавно переходит в монолог одиночества. А быть может, это авторское слово, то есть обращение самого Булгакова к читателю через своего героя? Автор «Мастер и Маргарита» – один из самых спорных писателей XX века. Литературоведы не одно десятилетие анализируют монологи, диалоги и описания, созданные им.

«Собачье сердце»

В этом произведении есть довольно интересные внутренние монологи. Они принадлежат главному герою. Но, что примечательно, читает он их до и после операции. То есть мысленно рассуждает, размышляет о жизни он, лишь будучи собакой. После превращения Шарика в Полиграфа Полиграфовича перед читателем открываются остроумные диалоги, вызывающие одновременно и улыбку, и грустные мысли. Речь идёт о беседах Шарикова с профессором Преображенским и Борменталем.

«Пролетая над гнездом кукушки»

В книге Кена Кизи повествование построено на монологе. Хотя имеется и несколько запоминающихся диалогов с участием Макмёрфи. Все же главным героем является вождь Бромден, который выдает себя за глухонемого. Однако он прекрасно слышит и понимает всё, что происходит вокруг. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, рассказчика.

www.syl.ru

Обучение составлению монолога-описания на основе художественного произведения

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Обучающая: обучение составлению монолога-описания на основе отрывка из художественного произведения
  • Развивающая: развитие умения строить речь в зависимости от речевой ситуации, выражать свою личностную позицию
  • Воспитательная: пробуждение в ученике любви к слову
  • Коммуникативная: формирование речевых умений и навыков

Оборудование: роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, большой энциклопедический словарь

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний, навыков учащихся с привлечением ранее изученного материала.

Вид урока: развитие речи.

Опережающее задание: повторить понятие монолог, выписать это определение из различных словарей, повторить типы речи и особенности описания.

Ход урока

Учитель. Данный урок открывает цикл уроков по обучению написания монолога. Мы сегодня учимся писать монолог-описание на основе романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Вспомните и объясните, что такое монолог?

Ученик. Монолог – это речь героя. Монолог может быть внутренним. Уточним по словарю.

Большой энциклопедический словарь. Монолог – развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная – в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19–20 веков распространен “внутренний монолог” героев.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. Монолог, -а, м. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Сценический монолог. Внутренний монолог.

Учитель: Назовите типы монологов.

Ученик: Различают монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, исповедь.

Учитель: Перечислите основные особенности описания.

Ученик: Описание имеет следующие основные особенности:

  1. Текст должен отвечать на вопрос: “Каков предмет?”
  2. В тексте перечисляются основные признаки описываемого предмета или явления, и создается конкретный образ.
  3. В описаниях употребляются существительные, передающие восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения, со значением пространственного расположения предметов, активного и неактивного действия. Для описания характерно использование цепочки однородных сказуемых-глаголов активного и неактивного действия при описании движения, действия предмета и героя, употребление глаголов выражения состояния при описании характера героя, употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения при описании природы, преимущественное употребление глаголов настоящего времени, но иногда используются и глаголы прошедшего времени. Описания характеризуются употреблением прилагательных и наречий, передающих восприятие запаха, цвета, звука, вкусовые ощущения.
  4. В монологах-описаниях выражается авторское отношение к изображаемому.

Схема монолога-описания.

Объект описания→ его признаки→ образ.

В монологе-описании необходимо указать только на те признаки, которые представляются яркими автору описания, необязательно перечислять все признаки описываемого предмета. Важно передать авторское отношение к изображаемому, которое и создаст законченный образ описываемого предмета или явления.

Задание 1.

Учитель: Прочитайте текст. Выделите в нем основные особенности описания. Прочитайте монолог-описание, составленный на основе данного текста. Соответствует ли он тексту?

Отрывок из произведения.

“Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. – Жалкие люди!– сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.”

Монолог-описание, составленный на основе данного отрывка.

Как только солнце встает из-за гор, меня разжигает в своем доме хозяин, худощавый грузин, чтобы приготовить скудный завтрак. Сакля, где я горю, находится возле скалы. За порогом сыро и холодно. Крышу сакли подпирают два столба. Я так часто горю в жилище, что закоптил все вокруг. Столбы от дыма стали черные. Они стоят, будто часовые на посту. Я освещаю жалкое жилище и людей, сидящих вокруг меня. Но вошедший вряд ли разглядит их лица, потому что мой дым возвращается опять в хижину и окутывает клубами людей.

Ученик: Отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” представляет собой описание сакли, где остановились путники. М.Ю.Лермонтов стремится к предельной точности, документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: “три ступеньки”, “два столба”, “две старухи”, “один грузин”. Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли, убожество всей обстановки: ступени “скользкие и мокрые”, свет “тусклый”, столбы “закопченные”, грузин “худощавый”. Глаголы носят оценочный характер: “не знал, куда деваться”, “блеют овцы”, “ворчит собака”, крыша “опиралась”, дым “расстилался”, мы “приютились”. После исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: “Жалкие люди!”. Монолог-описание, составленный на основе отрывка из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” соответствует тексту, так как в нем создан конкретный образ с опорой на текст.

Задание 2.

Учитель: Прочитайте отрывок из текста и 2 монолога. Какой из них наиболее соответствует тексту?

Отрывок из произведения.

“ В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебное намерение против моей милой княжны; он особенно был чем-то доволен, потирал руки. Хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом: – Пермете…ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку… – Что вам угодно?– произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! Ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адъютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю. – Что же?– сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану. Который ободрял его знаками,– разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить… Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования”

Первый вариант монолога.

Княжна Мери бесстрашна, как я, драгунский капитан. Она не испугалась даже ухаживаний пьяного господина на балу. Ах, как она изменилась, когда его увидела! Княжна, казалось, дрожала то ли от страха, то ли от возмущения. Лицо е покраснело, она смотрела на пьяного господина широко открытыми глазами. Губы у нее сжались в тонкую полоску. Взгляд выражал надменность и презрение. Желая хоть как-то оградить себя от пьяного чудовища, она нервно раскрыла веер и стала судорожно махать им.

Второй вариант монолога.

Девчонка! Просто, девчонка эта Мери! Никакого уважения к нам, к военным. Хоть я и ношу эполеты, она не смотрит в мою сторону. Сцена на балу ей запомнится надолго. О, как она испугалась этого пьяного господина! Я видел, что княжна растеряна. Ее глаза, наполненные слезами, выражали мольбу, растерянность. Нижняя губа дрожала, выдавая бессилие и желание расплакаться. Вся ее фигура сжалась. Она втянула шею и готова была отступить без слов.

Ученик. Второй вариант наиболее соответствует исходному тексту, так как он точнее передает характер и душевное состояние героини.

Задание 3.

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте начало монолога, составленного на основе всего романа. Представьте, что вы – монисто Бэлы.

Монисто – ожерелье из монет.

И вот в ювелирной лавке среди таких же монисто, ты рассказываешь, какой была Бэла в доме отца, вспоминаешь, какой она стала в доме Печорина.

Задание группе № 1.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами: О, Бэла, моя добрая, милая Бэла! Как хочется поплакать над ее судьбой! Но я всего лишь монисто и не умею плакать. Мы, монисто, умеем только звенеть. Я звенело весело, когда отец Бэлы подарил меня ей. Она тогда была еще долговязой девчонкой – подростком…

Задание группе № 2.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами: Я украшаю шею Бэлы. Я – монисто. Ах, как изменилась Бэла, попав в дом господина Печорина!..

Задание 4.

Учитель. Прочитайте текст и концовку монолога-описания Грушницкого, составленную от имени стакана, который уронил Грушницкий у колодца. Восстановите монолог – описание.

“Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было. Я подошел ближе и спрятался за углом галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась”.

Дан конец монолога – описания: “Складывалось впечатление, что мой господин разыграл смешную сценку притворства.”

Возможный вариант начала.

Господин в толстой солдатской шинели, на костылях (видимо, на водах он лечит раненую ногу) довольно уверенной рукой взял меня, чтобы напиться воды. Но вот я почему-то неожиданно выскальзываю у него из рук. Он пытается наклониться за мной. Хотя он хорошо сложен, строен и силен, его рука не дотягивается до меня. Я вдруг вижу, что лицо его исказила гримаса страдания, а вот глаза смотрят отнюдь не на меня, а в сторону молодой девушки.

Учитель. На основе исходного текста мы научились составлять монологи – описания. Такая работа позволяет еще раз обратиться к тексту произведения, внимательнее относится к слову, развивать ваши творческие способности.

Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Составьте на его основе монолог – описание Янко от имени лодки.

Возможный вариант ответа.

Даже немощный старик рядом с удалым Янко почувствует себя молодым и сильным. Вот и я, старая лодка, как утка ныряю в морских волнах, не боясь разбиться о скалы. А все потому, что управляет мной Янко, лихой, бесстрашный контрабандист. Его сильные руки легко справляются с веслами. Он среднего роста. Быстрый взгляд блестит из-под бараньей шапки. Движения быстры и ловки. Я смело пускаюсь даже в шторм в плаванье с таким капитаном.

Исходный текст.

“Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцать верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот я думал, она ударится с размахом об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai