Кто первым после грехопадения вошел в рай? Кто первый зашел в рай


Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов

Поделиться на:

Никогда нельзя говорить о другом человеке:

– Да ну его! Он уже ни на что не годится!

Никогда! Ты не знаешь, может, он в последний момент изменится. Да и что говорить о бедном дедушке, когда разбойник первым вошел в рай![6] Он опередил и апостолов, всех. Вошел даже раньше Пресвятой Богородицы. Разбойник, убийца, злой и окаянный человек – таким он был. Он не был каким-нибудь преуспевающим человеком, он не был похожим на современных разбойников, которые после грабежей идут давать интервью по телевидению. Он был настоящим и действительным разбойником: убивал, насиловал, крал, обижал – все делал. Но в последние минуты своей жизни на кресте он сказал одно только: Помяни меня, Господи! – и отправился прямиком в Царство Божие.

Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это все происходило, – для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом. Поэтому мы не имеем права говорить:

– Знаешь, сын мой, такой, какой ты есть, ты никуда не годишься! Ты пропащий человек!

Ни о другом, ни о себе нельзя говорить так: «Ты каждый день совершаешь столько грехов, тебе нет спасения, нет никакой надежды на то, что ты спасешься!» Это грех, это отчаяние, это трагическая ошибка, это самый большой грех, который только может совершить человек.

И как говорится в молитвах ко Святому Причастию, мы не отчаиваемся в своем спасении[7]. Почему? Не потому, что я нечто, не потому, что я когда-нибудь сделаю что-нибудь и спасусь. Нет! А ради Божия милосердия и Его все превосходящей любви: ведь я же, Боже мой, действительно не могу ничего сделать, но Ты – Бог, Ты – Жизнодавец и можешь воскресить меня и спасти. Ты можешь меня спасти! И поэтому я надеюсь не на себя, не на свои дела, а на Божию любовь, милосердие, милость. Вот это важно.

И знаете, уже одно то, что человек надеется, призывает имя Господне, вздыхает и говорит: «Боже мой, спаси меня!» – уже одно это очень существенно. И он не погибнет. Он погибнет только если скажет: «Все кончено! Для меня все погибло! Я не смогу спастись!» Но, опять же, этого нельзя сказать до самого последнего мгновения своей жизни.

Поэтому Церковь не допускает того, чтобы у человека отнимали даже одну секунду жизни. Пусть кто-то и говорит: «Да это же аппараты поддерживают в нем жизнь, он же весь в трубках, уже наступила клиническая смерть, его мозг уже умер, так что полная смерть наступит через пять минут». Конечно, за эти пять минут ты можешь забрать у него кучу органов и дать жизнь другому – но только после того, как он умрет!

Это деликатная тема. Он через пять минут умрет! Да, но эти пять минут могут означать спасение этого человека. А ты кто такой, чтобы отнимать у него эти пять минут? Пять секунд. Одну секунду… Есть ли у тебя право на это? На эту последнюю секунду? Человек может обратиться к Богу по-своему. Мы ведь не знаем, как человек чувствует себя и как все у него функционирует в это время: мозг может не действовать, а сердце, существо, душа?

Митрополит Лимассольский Афанасий

apus-de-soare-maramures

 

Поделиться на:

ru.ortodox.md

Кто войдет в рай первым?

Она первая войдет в рай,умма Пророка Мухаммада(мир ему).В Сборнике хадисов   Сахих аль-аль Бухари,приводятся слова Пророка(мир ему),общий смысл которых такой:"Вы(мусульмане),остаетесь на этой земле на время,подобное времени перед закатом,до заката солнца,в то время как иудеи оставались проживать на этой земле на время, подобное времени с утра до обеда,а христиане-с обеда до наступления предзакатного часа".    Если поразмыслить над этим хадисом,становится ясно,что прежним общинам Всевышний даровал продолжительную жизнь.Ведь по сравнению с промежутком времени с утра до обеда,данного иудеям,и с обеда до сумерек данного христианам,промежуток времени от сумерек до захода солнца данный мусульманам очень мал.И к тому же срок жизни прежних общин на много превышал срок жизни,данный общине мусульман.Жизнь некоторых насчитывала 1000 лет!К примеру,известно из истории пророков,что пророк Нух(мир ему)прожил 950 лет,призывая свой народ к поклонению Аллаху.Всевышний в Коране об этом сообщает следующим образом:"И оставался он Нух среди них тысячу лет,без пятидесяти".(сура аль-Анкабут,14 аят).Воспользовавшись столь продолжительной жизнью,разумный человек из прошлых общин имел колос сальную возможность набрать большой богаж благих деяний,который поможет ему в Судный день.Пребывание же на этом свете уммы,по сравнению с прежними общинами очень и очень малое.    Пророк(мир ему и благословение)говорит:"Продолжительность жизни моей уммы насчитывает от шестидесяти,до семидесяти лет,и мало кто проживает дольше этого"(см."Сунануль кубка Лиль Байхакий",6759).     Исходя из выше сказанного,кто-то может подумать:"Прошлые общины имели возможность за столь длительный срок жизни насладиться ею,вкусить все ее блаженства и услады,а так же совершить больше благих деяний,что будет большим плюсом в Судный день,в отличии от нас,которые живут только чуть больше половины века.А ведь Судный день,будет для каждого сына Адама(мир ему),к какой бы общине он не относился и за каким бы пророком он не последовал!Так почему же и нам не дали долгой жизни,чтобы и у нас была возможность насладиться мирскими благами,и накопить по больше благих дел?".     Давайте рассмотрит,правильно ли такое суждение?Действительно ли мы обделены и лишены тех благ,которые получили прежние общины?     Во первых,подумайте над словами Пророка(мир ему и благословение):"Бренный мир по сравнению с миром вечным настолько же ничтожен,насколько по сравнению с морем ничтожна влага остающаяся на пальце одного из вас,окунувшегося в море"(Муслим).     Спрашивается,довольны ли вы и согласны ли про менять вечность,которую Пророк(мир ему и благословение) сравнивает с морем,на этот мир,который подобен влаге?Ведь это указывает на незначительность и ничтожность сего мира по сравнению с Тем светом(Ахират).Каким же не разумный должен быть человек,чтобы не видеть разницу и не выбрать лучшее?!     В одном из хадусуль-кудси   говорится:"Если бы этот мир имел вес перед Всевышним хотя бы с крылышко камара , то неверующий и ни глотка бы не выпил на этом свете".     В другом хадисе Пророка( мир ему и благословение) говорится: " Мирское- от его халяля( дозволенного) будет отчет, от харама( запретного) - наказание".      И по этому Аллах проявил почтение к нам,дав малый срок жизни,для того,чтобы не было для нас долгих мучений и строгих отчетов,которые могут отдалить от блаженного Рая.И именно по причине того,что с этой общины не будет большого спроса,как с предыдущих общин,она первой войдет в рай.     И поэтому Пророк сказал:"Мы последняя община пришедшая на земля,и первая которая войдет в Рай,     Что же получается в итоге? Итог следующий: из-за ничтожности этого мира и ради возвеличив ария нашего Пророка(мир ему и благословение) Аллах дал нам короткую жизнь и сделал нас последней общиной для того, чтобы в могиле в ожидании Судного дня мы не находились дольше других общин.     Но из-за столь краткий срок жизни некоторые, в том числе и мусульмане, обманываясь ,умудряются ослушаться Его и не задумываются о скоротечности этой жизни.     И именно по этому Всевышний призывает нас и говори в Священном Коране:"И пусть не обманет вас эта мирская жизнь"(сура"Лукман,33аят).     Во вторых,да,правда,что наша жизнь коротка по сравнению с жизнью предыдущих общин,но не правда что мы обделены Всевышним возможностью совершать деяния,равные деяниям прежних поколений,ссылаясь на то,что они жили дольше."Почему?"-спросите вы.Да потому,что из-за милости нашему Пророку(мир емки благословение Всевышний умножает воздаяние за наши благие поступки в семисот кратном размере и больше,чего не было в прежних цивилизациях и поколениях.

serdce-chechni.ru

Кто первым входит в рай

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Пассии. Евангелие от Луки …

Сегодня мы слышали Евангелие от Луки о первом из рода человеческого в раю — о разбойнике благоразумном. Мы не можем постигнуть милосердия Божия, которое последнего делает первым. На северных дверях Никольского придела нашего храма изображен этот святой. И кто-то из прихожан, вскоре после того как появилось это изображение, не разобрав надпись, спросил: «Это Христос?» — показывая на разбойника благоразумного.

Действительно невозможно, кажется, отличить. Человек, похожий на Христа, с крестом. И он облечен той святостью, которая у Христа, потому что Христос пришел, чтобы дать нам все, что у Него есть, взяв на Себя то, что есть у нас. То, что есть у разбойника. Трудно постигнуть человеческому сознанию, как может быть причислен к лику святых проживший такую жизнь. Но он первым входит в рай, Сам Христос канонизирует его, открывая ему доступ во Святое святых.

На некоторых иконах мы видим вместе с воскресшим Христом только одного этого праведника в раю, где обителей много, как говорит Господь, но они еще не заняты никем. Сонм ветхозаветных пророков, праведников во главе с Предтечей устремляется к вратам рая, в то время как разбойник благоразумный уже в раю, самый первый, впереди всех, сияет ослепительной белизной брачных небесных одежд.

Мы должны снова увидеть то, что произошло на Голгофе. Как распяли Христа вместе с двумя разбойниками. Почему они это сделали? Чтобы презрение и ненависть, которые люди естественно имеют к извергам рода человеческого, распространялись и на нашего Господа. Люди обычно судят обо всех, находящихся в одной компании, вместе. Им не свойственно отличать одного от другого. Глядя на распятых, они могли заключить, что и Он злодей, потому что наказание одно. И более того, он худший из злодеев, потому что распят посреди них.

Мы слышим во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Луки, о том, что разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Как если бы они были святыми по сравнению с Ним. «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Очевидно, что из всех людей у этого разбойника, который не переставал поносить Господа, было меньше всех оснований делать это. А другой, такой же, как он, разбойник, постепенно стал многое понимать.

Господь был распят посреди разбойников, чтобы удовлетворить правде Божией за зло, соделанное Ему грехом, покоряясь предельному поруганию, какое только может быть совершено по отношению к Нему со стороны худших из людей. Так Он стал грехом и клятвой за всех нас. И тьма от шестого часа до часа девятого показывает мрак, который покрывал душу Господа. Бог повелевает солнцу Своему светить на праведных и нечестивых, но даже свет солнца был отнят от Господа, когда Он сделался грехом за нас. Иудеи часто требовали знамения с небес. И теперь оно было дано им, но такое знамение, которое являло их абсолютную слепоту.

Древо Крестное, насажденное на Голгофе, становится Древом Жизни посреди рая. «Отче, прости им», — первые слова, которые Христос произносит на Кресте. И разбойник благоразумный — первый свидетель, первый в роде человеческом, облагодатствованный силой этой молитвы. Свет, который через несколько мгновений коснется его сердца, явится знамением прощения Отца Небесного, обещанный всякому, кто обратит свой взор ко Христу. Как сказал Бог Моисею: всякий, кто воззрит на него, спасется.

Разбойник благоразумный не только первый, кто свидетельствует об исполнении древнего пророчества. Его глазами Церковь научается по-новому видеть само распятие. Слово крестное, о котором будут проповедовать апостолы, исходит впервые из его уст. Глядя на Христа, непостижимого в Своей кротости и долготерпении, но столь же реально близкого к нему, как всякого человека, он начинает забывать о своем собственном страдании. Он не знает, как это происходит, но присутствие Того, Кто страдает и умирает рядом с ним, так же, как он, и вместе с ним, все меняет. Из его уст исторгается слово, которое мы все знаем, и которое из всех молитв, какие знает Церковь, составленных величайшими ее святыми, являются самыми краткими и самыми совершенными молитвенными словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Многие кресты и памятники на могилах верующих людей запечатлены ими.

Каждое слово в этой молитве драгоценно. Прежде всего, это слово «Господи», главное во всякой христианской молитве, ибо нет другого имени под небесами, которым бы нам надлежало спастись, как говорит апостол Петр, после того как совершается чудо Пятидесятницы. И никто не может, говорит апостол Павел, назвать Христа Господом, только Духом Святым.

Среди всех оскорблений хулителей Господа, среди беснующейся толпы, вождей Израиля, которые манипулируют этой толпой, среди всех этих «Спасись Сам! Других спасал, Себя ли не может спасти!» — только у разбойника благоразумного есть вера в Того, Кто может его спасти. Его вера вся заключена в одном слове: «Господи». Он говорит: «Помяни мя». Он ни о чем не просит, только о милости памяти Божией: сохрани меня в памяти Твоей.

Эти слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» заставляют нас со страхом и трепетом размышлять о тайне человеческого спасения. Кто дал этому человеку знание, что распятый Господь — рядом с ним? Отвергнутый и осмеянный всеми, снова придет на землю, но уже в небесной славе. Когда придет и как придет? Тот, Кто сейчас умирает, как он, как всякий человек, снова будет живым. Не просто живым, но явится как Царь всех живых.

Не это ли было причиной глумления распинающих Его? И они запечатлевали это презрение, которое Пилат повелел надписать над Крестом. Слова эти были перед глазами разбойника: «Сей есть Царь Иудейский». И воины, одевшие Христа в багряницу, издевались над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский». Они возложили Ему на голову терновый венец. Но разбойник благоразумный не сомневался в этом Царстве. И он узнает это Царство, и он возвещает это Царство для всех.

Удивительное, неслыханное дело, скажет кто-нибудь, — Крест перед твоими глазами, а ты говоришь о Царстве. Что видишь ты, что напоминало бы Царство, достоинство? Распятый человек, умирающий от истязаний, окруженный улюлюканиями и заплеваниями, раздираемый бичами. Разве это знаки, через которые можно узнать Царя? Но разбойник благоразумный не останавливается перед внешней видимостью. Он видит глазами веры.

И вера этого человека, необъяснимое противоречие всей внешней очевидности — свидетельство и доказательство славы Христа распятого, Который силой Своей преобразует погибающую душу. Праведный жив будет верой, говорит апостол Павел. Но нечестивого, добавляет блаженный Августин, оправдывает Христос. И Он оправдывает его, когда тот и сердцем верует, и устами исповедует свою веру. Так разбойник благоразумный веровал сердцем, и устами исповедовал свою веру.

Часто говорят, что существование зла в мире очень многим мешает веровать. И правда, один из разбойников хулил Бога, находясь рядом с Ним. Но нельзя забывать, что разбойник благоразумный именно в это время обрел веру. Он является здесь нашим учителем, показывая, что вера по преимуществу есть дар Божий. Ответ на смирение человеческого сердца, которое даром Божиим совершенно изменяется. И такое изменение человеческого сердца — большее чудо, чем творение неба и земли. Святые отцы сравнивают знамения, которые сопровождали смерть Христа, — землетрясение, затмение солнца, рассевшиеся камни и многие усопшие, восставшие из гробов, — с тем чудом, которое было явлено с сердцем разбойника благоразумного. Он был тверже камня в исповедании этой веры, потому что через него действовала благодать. Перед нами исповедание веры человека, которому впервые открывается вера во Христа, но также исповедание покаяния человека, который признает свой грех. «Мы достойное по делам нашим приемлем», — говорит он своему товарищу по несчастью. Он ждет всего от Христа, и в то же время приносит глубокое покаяние.

Он упрекает другого разбойника, который поносит Христа. Он обращается ко всем людям без исключения, которые в скорбях своих оказываются неспособными исповедовать веру во Христа Бога. Мы тоже на кресте. Оскорбления, которые ты бросаешь Господу, поражают прежде всего тебя самого. Всякий, кто обвиняет другого в грехах, в которых обличает его совесть, осуждается первым. И всякий, кто обвиняет другого в несчастье, в котором он сам виновен, первым должен быть наказан теми казнями, на которые он осуждает другого.

Разбойник благоразумный признает свой грех. Он ждет от Христа, распятого на Кресте, невозможного. И находит точные слова: «Помяни меня, твоего спутника по страданию. Не забудь меня, когда придешь в Твоем Царстве». Где, когда это Царство наступит, через какие века — не имеет значения. Он надеется на спасение в далеком будущем. И вот он слышит в ответ: «Днесь, сегодня, ты будешь со Мной в раю».

Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис.

«Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания».

Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу.

То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

Святость этого человека — в том, что он узнал в распятом Иисусе из Назарета Мессию Царя. И всякий раз во всех многочисленных сравнениях разбойника благоразумного с другими святыми, которые предлагают святые отцы, он оказывается впереди всех. Его сравнивают с Марией Магдалиной. Но та узнала Христа, когда Он назвал ее по имени, а здесь мы видим, что Спаситель не обращается к разбойнику благоразумному первым. Его сравнивают с апостолом Павлом, когда тот шел в Дамаск и был гонителем Христа. Но тот, кого осиял свет, услышал голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Но у разбойника благоразумного мы не видим этого света и не слышим этого голоса. Мы знаем только, что столь глубока была его вера, что этот свет и этот голос, незримый и неслышимый, был в его сердце.

Разбойнику благоразумному не надо было многих лет, чтобы достичь спасения своей души. В одно мгновение луч Божества, коснувшись его души, засиял ему солнцем вечности. Чтобы стать святым и стать человеком, необходима благодать, без которой никто не может знать, что значит быть святым и что значит быть человеком.

Все святые призывают нас всегда размышлять о чуде разбойника благоразумного. Прощение дается ему так скоро и благодать превосходит его молитвы, ибо Господь всегда дает больше, чем просят. Тот просил, чтобы Господь помянул его, когда придет в Своем Царстве, а Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, сегодня со Мной ты будешь в раю». Жизнь — это быть со Христом, потому что где Христос, там Царство.

Исполняется на разбойнике благоразумном слово Христово о тайне покаяния. Мытари и блудники кающиеся идут впереди в Царство Божие. Святые отцы сравнивают разбойника благоразумного с блудным сыном из евангельской притчи, которому отец его предлагает бесконечно большее, чем он смел просить. Принесите ему скорее первую, самую лучшую одежду, одежду бессмертия. Пир царства готов, и радость заполняет небеса.

Тайна спасения разбойника благоразумного заставляет задуматься о том, что страдания, которые претерпел Господь на Кресте, истекая кровью, изнемогая в муках, умирая среди разбойников, как разбойник, были приняты Им ради любви к каждому человеку без исключения. «Помяни меня, Господи» — наверное, отсюда, из этих слов с такой несомненной надеждой предстательствует Церковь о каждом отошедшем в вечность христианине, возглашая ему «вечную память». И просит упокоения со святыми.

И мы, видя, как уходят от нас наши близкие, все чаще убеждаемся, что спасается гораздо большее число людей, чем это иногда может нам представляться. Господь сподобляет принести покаяние тех, кто были далеки от Него, может быть, даже всю жизнь хулили Его, и перед самой кончиной по молитве Его, которой Он молился на Кресте за всех людей, в том числе за распинающих Его: «Прости им, не знают, что творят», и по молитве разбойника благоразумного открывается им свет спасения.

Однако мы должны помнить, что не зря святые отцы столь внимательно всматриваются в образ разбойника благоразумного. Потому что существует опасность слишком легкого отношения к тому, что обретено для нас дорогою ценою.

Блаженный Августин говорит: «Помиловал Господь разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался, ни один человек, потому что не бывает ни одной безнадежной ситуации. Пока жив человек, он может еще обратиться ко Господу. Но одного только помиловал, из двух только одного, чтобы никто чрезмерно не уповал на Его милосердие». Как бы нам не оказаться тем разбойником, который ошуюю, когда не хватит у нас глубины веры в час великих испытаний. Преподобный Феодор Студит говорит: «Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какой смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли она придет или с каким-либо предуведением?» «Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно "спутнику Христову", "мал глас испустившему и велию веру обретшему"? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» — говорит святитель Кирилл Александрийский. «Потому, грешник, — говорит блаженный Августин, — не отлагай покаяния в грехах, чтобы они не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью».

Пусть коснется и наших сердец этот свет надежды, соединяющий наш крест с Крестом Христовым, — свет, который никакая тьма не может поглотить. Самые великие грешники, если они приносят подлинное покаяние, получают не только прощение своих грехов, но место в Божием раю. В этом весь смысл Крестных Страданий Господа. Он умер, чтобы купить для нас не просто прощение грехов, но вечную жизнь. Христос пострадал на Кресте, чтобы открыть Царство Небесное всем кающимся грешникам. Крестом Христос входит в Пасхальную радость. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь убеждает нас, что все кающиеся с подлинной верой в Него после смерти идут к Нему. Если радость на небесах бывает об одном грешнике кающемся более, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, то какая радость будет, когда все грешники принесут покаяние, подобно разбойнику благоразумному! Тому, кто умирает с покаянием, Господь дает вкусить новую жизнь — сразу же, сегодня, раньше, чем наступит завтра, день Второго и Славного Его Пришествия, когда эта радость раскроется в Божественной полноте.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

pravoslavnye.ru

Кто первым после грехопадения вошел в рай?

 

Главная > Экзегеты, люди внимательно изучающие Библию Boggivet

 

ne sovsem poniala? vi pro vethii zavet ili pro novii? i voobshe pochemu eto vagno?

  Оксана

 

После изгнания из рая первых людей, до нового завета, в рай люди не попадали. Кто же первым вошел в рай?

  Виктор

 

И что же делает Христос в Раю, чем занимается?

  Дмитрий

 

А как же мужи Божьи ветхого завета? они разве не пошли в рай?

Думаю Христос их там прежде встретил, а потом Сам явился во плоти на землю.

  Валерий

 

А где и когда был установлен рай после грехопадения, сатана на небе был(Иов1:6).

  Виктор

 

Валерий!Вот опять Вы почти попали в точку, но чуть-чуть не хотите додумать до конца.Действительно ли, тот же это Рай после грехопадения, а особенно после прихода в мир Иисуса Христа, или это уже нечто другое. А то у нас Рай получается похожим на курорт в Арабских Эмиратах. И попасть туда зависит от наличия экскурсионного тура и билетов на самолёт.

  Оксана

 

Лука (23:39-43) Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

  Анастасия

 

Оксана Русанова,"И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю."

По поводу этого отрывка разговаривала со множеством христиан изучающих Писания на различных языках, в различных переводах, в том числе и на древне-греческом. Так вот что мне рассказали: во первых если убрать запятую, то смысл немного измениться. Дело в том, что в древне-греческой писменности нет знаков припинания, которые в русском языке могут изменять смысл (нельзя казнить помиловать - пример). В этом отрывке неправильно стоит запятая и Иисус ныне говорит, т.е. сейчас говорит, что раскаявшийся злодей будет с ним в раю. Вот несколько отрывков подтверждающих это:

  Анастасия

 

(продолжение)

"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без насдостигли совершенства."(Евр.11:39,40)

"ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи."(Матф.12:40)

"Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дарычеловекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил преждев преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превышевсех небес, дабы наполнить все." (Еф.4:8-10)

В рай попасть можно будет только после второго пришествия Христа.

  Анастасия

 

(окончание)

"Ныне" - означает "сейчас". Иисус не сразу попал в рай, а толькочерез три дня. Поэтому не факт, что раскаявшийся злодей первым попал врай. Иисус - первый во всем, и Он сказал:

"В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я." (Иоан.14:2,3)

"И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение."(Евр.9:27,28)

(F)

  Оксана

 

т.е. сейчас в рай ни кто не попадает?

  Толька

 

В этом отрывке неправильно стоит запятая

********

Лиха беда - начало. Сначала запятая, а потом...

Не малая ли это закваска чья-то?..

  Alexandr

 

Прежде чем скорополительно отвечать почитайте 1Фессалоникийцам 4.14-17 стихи тогда многим станет понятно кто в раю.

  Анастасия

 

Толька Чекмарь,

"Лиха беда - начало. Сначала запятая, а потом...

Не малая ли это закваска чья-то?.."

Не вижу ничего страшного в том что запятая стоит, смысл спасения человечества от этого не изменился. К тому же у Бога все времена как один перед Лицом. Поэтому сейчас, вчера или завтра - не имеет особого значения, главное что раскаявшийся злодей получил спасение и будет в раю, а сейчас или позже - не важно.

По поводу запятой и вообще знаков припинания, то это не ко мне, а к тем кто изучает религоведение, ведь они сравнивают с первоисточниками. А опечатки в Библии существуют, но они не существенны, поэтому смысла Писание не теряет и все, что человеку необходимо что бы понять и принять Бога и спастись не искажается этими мелочами, но они есть.

:-D (Y) (L)

  Анастасия

 

Согласна с Alexandr Lungu

"Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем." (1Фесс.4:14-17)

(F)

 

1 2

Кто первым после грехопадения вошел в рай?

gebelevans.ru

Кто первым входит в рай — Moral.Ru

Слово на Пассии. Евангелие от Луки

Сегодня мы слышали Евангелие от Луки о первом из рода человеческого в раю — о разбойнике благоразумном. Мы не можем постигнуть милосердия Божия, которое последнего делает первым. На северных дверях Никольского придела нашего храма изображен этот святой. И кто-то из прихожан, вскоре после того как появилось это изображение, не разобрав надпись, спросил: «Это Христос?» — показывая на разбойника благоразумного.

Действительно невозможно, кажется, отличить. Человек, похожий на Христа, с крестом. И он облечен той святостью, которая у Христа, потому что Христос пришел, чтобы дать нам все, что у Него есть, взяв на Себя то, что есть у нас. То, что есть у разбойника. Трудно постигнуть человеческому сознанию, как может быть причислен к лику святых проживший такую жизнь. Но он первым входит в рай, Сам Христос канонизирует его, открывая ему доступ во Святое святых.

На некоторых иконах мы видим вместе с воскресшим Христом только одного этого праведника в раю, где обителей много, как говорит Господь, но они еще не заняты никем. Сонм ветхозаветных пророков, праведников во главе с Предтечей устремляется к вратам рая, в то время как разбойник благоразумный уже в раю, самый первый, впереди всех, сияет ослепительной белизной брачных небесных одежд.

Мы должны снова увидеть то, что произошло на Голгофе. Как распяли Христа вместе с двумя разбойниками. Почему они это сделали? Чтобы презрение и ненависть, которые люди естественно имеют к извергам рода человеческого, распространялись и на нашего Господа. Люди обычно судят обо всех, находящихся в одной компании, вместе. Им не свойственно отличать одного от другого. Глядя на распятых, они могли заключить, что и Он злодей, потому что наказание одно. И более того, он худший из злодеев, потому что распят посреди них.

Мы слышим во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Луки, о том, что разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Как если бы они были святыми по сравнению с Ним. «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Очевидно, что из всех людей у этого разбойника, который не переставал поносить Господа, было меньше всех оснований делать это. А другой, такой же, как он, разбойник, постепенно стал многое понимать.

Господь был распят посреди разбойников, чтобы удовлетворить правде Божией за зло, соделанное Ему грехом, покоряясь предельному поруганию, какое только может быть совершено по отношению к Нему со стороны худших из людей. Так Он стал грехом и клятвой за всех нас. И тьма от шестого часа до часа девятого показывает мрак, который покрывал душу Господа. Бог повелевает солнцу Своему светить на праведных и нечестивых, но даже свет солнца был отнят от Господа, когда Он сделался грехом за нас. Иудеи часто требовали знамения с небес. И теперь оно было дано им, но такое знамение, которое являло их абсолютную слепоту.

Древо Крестное, насажденное на Голгофе, становится Древом Жизни посреди рая. «Отче, прости им», — первые слова, которые Христос произносит на Кресте. И разбойник благоразумный — первый свидетель, первый в роде человеческом, облагодатствованный силой этой молитвы. Свет, который через несколько мгновений коснется его сердца, явится знамением прощения Отца Небесного, обещанный всякому, кто обратит свой взор ко Христу. Как сказал Бог Моисею: всякий, кто воззрит на него, спасется.

Разбойник благоразумный не только первый, кто свидетельствует об исполнении древнего пророчества. Его глазами Церковь научается по-новому видеть само распятие. Слово крестное, о котором будут проповедовать апостолы, исходит впервые из его уст. Глядя на Христа, непостижимого в Своей кротости и долготерпении, но столь же реально близкого к нему, как всякого человека, он начинает забывать о своем собственном страдании. Он не знает, как это происходит, но присутствие Того, Кто страдает и умирает рядом с ним, так же, как он, и вместе с ним, все меняет. Из его уст исторгается слово, которое мы все знаем, и которое из всех молитв, какие знает Церковь, составленных величайшими ее святыми, являются самыми краткими и самыми совершенными молитвенными словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Многие кресты и памятники на могилах верующих людей запечатлены ими.

Каждое слово в этой молитве драгоценно. Прежде всего, это слово «Господи», главное во всякой христианской молитве, ибо нет другого имени под небесами, которым бы нам надлежало спастись, как говорит апостол Петр, после того как совершается чудо Пятидесятницы. И никто не может, говорит апостол Павел, назвать Христа Господом, только Духом Святым.

Среди всех оскорблений хулителей Господа, среди беснующейся толпы, вождей Израиля, которые манипулируют этой толпой, среди всех этих «Спасись Сам! Других спасал, Себя ли не может спасти!» — только у разбойника благоразумного есть вера в Того, Кто может его спасти. Его вера вся заключена в одном слове: «Господи». Он говорит: «Помяни мя». Он ни о чем не просит, только о милости памяти Божией: сохрани меня в памяти Твоей.

Эти слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» заставляют нас со страхом и трепетом размышлять о тайне человеческого спасения. Кто дал этому человеку знание, что распятый Господь — рядом с ним? Отвергнутый и осмеянный всеми, снова придет на землю, но уже в небесной славе. Когда придет и как придет? Тот, Кто сейчас умирает, как он, как всякий человек, снова будет живым. Не просто живым, но явится как Царь всех живых.

Не это ли было причиной глумления распинающих Его? И они запечатлевали это презрение, которое Пилат повелел надписать над Крестом. Слова эти были перед глазами разбойника: «Сей есть Царь Иудейский». И воины, одевшие Христа в багряницу, издевались над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский». Они возложили Ему на голову терновый венец. Но разбойник благоразумный не сомневался в этом Царстве. И он узнает это Царство, и он возвещает это Царство для всех.

Удивительное, неслыханное дело, скажет кто-нибудь, — Крест перед твоими глазами, а ты говоришь о Царстве. Что видишь ты, что напоминало бы Царство, достоинство? Распятый человек, умирающий от истязаний, окруженный улюлюканиями и заплеваниями, раздираемый бичами. Разве это знаки, через которые можно узнать Царя? Но разбойник благоразумный не останавливается перед внешней видимостью. Он видит глазами веры.

И вера этого человека, необъяснимое противоречие всей внешней очевидности — свидетельство и доказательство славы Христа распятого, Который силой Своей преобразует погибающую душу. Праведный жив будет верой, говорит апостол Павел. Но нечестивого, добавляет блаженный Августин, оправдывает Христос. И Он оправдывает его, когда тот и сердцем верует, и устами исповедует свою веру. Так разбойник благоразумный веровал сердцем, и устами исповедовал свою веру.

Часто говорят, что существование зла в мире очень многим мешает веровать. И правда, один из разбойников хулил Бога, находясь рядом с Ним. Но нельзя забывать, что разбойник благоразумный именно в это время обрел веру. Он является здесь нашим учителем, показывая, что вера по преимуществу есть дар Божий. Ответ на смирение человеческого сердца, которое даром Божиим совершенно изменяется. И такое изменение человеческого сердца — большее чудо, чем творение неба и земли. Святые отцы сравнивают знамения, которые сопровождали смерть Христа, — землетрясение, затмение солнца, рассевшиеся камни и многие усопшие, восставшие из гробов, — с тем чудом, которое было явлено с сердцем разбойника благоразумного. Он был тверже камня в исповедании этой веры, потому что через него действовала благодать. Перед нами исповедание веры человека, которому впервые открывается вера во Христа, но также исповедание покаяния человека, который признает свой грех. «Мы достойное по делам нашим приемлем», — говорит он своему товарищу по несчастью. Он ждет всего от Христа, и в то же время приносит глубокое покаяние.

Он упрекает другого разбойника, который поносит Христа. Он обращается ко всем людям без исключения, которые в скорбях своих оказываются неспособными исповедовать веру во Христа Бога. Мы тоже на кресте. Оскорбления, которые ты бросаешь Господу, поражают прежде всего тебя самого. Всякий, кто обвиняет другого в грехах, в которых обличает его совесть, осуждается первым. И всякий, кто обвиняет другого в несчастье, в котором он сам виновен, первым должен быть наказан теми казнями, на которые он осуждает другого.

Разбойник благоразумный признает свой грех. Он ждет от Христа, распятого на Кресте, невозможного. И находит точные слова: «Помяни меня, твоего спутника по страданию. Не забудь меня, когда придешь в Твоем Царстве». Где, когда это Царство наступит, через какие века — не имеет значения. Он надеется на спасение в далеком будущем. И вот он слышит в ответ: «Днесь, сегодня, ты будешь со Мной в раю».

Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис.

«Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания».

Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу.

То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

Святость этого человека — в том, что он узнал в распятом Иисусе из Назарета Мессию Царя. И всякий раз во всех многочисленных сравнениях разбойника благоразумного с другими святыми, которые предлагают святые отцы, он оказывается впереди всех. Его сравнивают с Марией Магдалиной. Но та узнала Христа, когда Он назвал ее по имени, а здесь мы видим, что Спаситель не обращается к разбойнику благоразумному первым. Его сравнивают с апостолом Павлом, когда тот шел в Дамаск и был гонителем Христа. Но тот, кого осиял свет, услышал голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Но у разбойника благоразумного мы не видим этого света и не слышим этого голоса. Мы знаем только, что столь глубока была его вера, что этот свет и этот голос, незримый и неслышимый, был в его сердце.

Разбойнику благоразумному не надо было многих лет, чтобы достичь спасения своей души. В одно мгновение луч Божества, коснувшись его души, засиял ему солнцем вечности. Чтобы стать святым и стать человеком, необходима благодать, без которой никто не может знать, что значит быть святым и что значит быть человеком.

Все святые призывают нас всегда размышлять о чуде разбойника благоразумного. Прощение дается ему так скоро и благодать превосходит его молитвы, ибо Господь всегда дает больше, чем просят. Тот просил, чтобы Господь помянул его, когда придет в Своем Царстве, а Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, сегодня со Мной ты будешь в раю». Жизнь — это быть со Христом, потому что где Христос, там Царство.

Исполняется на разбойнике благоразумном слово Христово о тайне покаяния. Мытари и блудники кающиеся идут впереди в Царство Божие. Святые отцы сравнивают разбойника благоразумного с блудным сыном из евангельской притчи, которому отец его предлагает бесконечно большее, чем он смел просить. Принесите ему скорее первую, самую лучшую одежду, одежду бессмертия. Пир царства готов, и радость заполняет небеса.

Тайна спасения разбойника благоразумного заставляет задуматься о том, что страдания, которые претерпел Господь на Кресте, истекая кровью, изнемогая в муках, умирая среди разбойников, как разбойник, были приняты Им ради любви к каждому человеку без исключения. «Помяни меня, Господи» — наверное, отсюда, из этих слов с такой несомненной надеждой предстательствует Церковь о каждом отошедшем в вечность христианине, возглашая ему «вечную память». И просит упокоения со святыми.

И мы, видя, как уходят от нас наши близкие, все чаще убеждаемся, что спасается гораздо большее число людей, чем это иногда может нам представляться. Господь сподобляет принести покаяние тех, кто были далеки от Него, может быть, даже всю жизнь хулили Его, и перед самой кончиной по молитве Его, которой Он молился на Кресте за всех людей, в том числе за распинающих Его: «Прости им, не знают, что творят», и по молитве разбойника благоразумного открывается им свет спасения.

Однако мы должны помнить, что не зря святые отцы столь внимательно всматриваются в образ разбойника благоразумного. Потому что существует опасность слишком легкого отношения к тому, что обретено для нас дорогою ценою.

Блаженный Августин говорит: «Помиловал Господь разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался, ни один человек, потому что не бывает ни одной безнадежной ситуации. Пока жив человек, он может еще обратиться ко Господу. Но одного только помиловал, из двух только одного, чтобы никто чрезмерно не уповал на Его милосердие». Как бы нам не оказаться тем разбойником, который ошуюю, когда не хватит у нас глубины веры в час великих испытаний. Преподобный Феодор Студит говорит: «Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какой смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли она придет или с каким-либо предуведением?» «Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову», «мал глас испустившему и велию веру обретшему»? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» — говорит святитель Кирилл Александрийский. «Потому, грешник, — говорит блаженный Августин, — не отлагай покаяния в грехах, чтобы они не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью».

Пусть коснется и наших сердец этот свет надежды, соединяющий наш крест с Крестом Христовым, — свет, который никакая тьма не может поглотить. Самые великие грешники, если они приносят подлинное покаяние, получают не только прощение своих грехов, но место в Божием раю. В этом весь смысл Крестных Страданий Господа. Он умер, чтобы купить для нас не просто прощение грехов, но вечную жизнь. Христос пострадал на Кресте, чтобы открыть Царство Небесное всем кающимся грешникам. Крестом Христос входит в Пасхальную радость. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь убеждает нас, что все кающиеся с подлинной верой в Него после смерти идут к Нему. Если радость на небесах бывает об одном грешнике кающемся более, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, то какая радость будет, когда все грешники принесут покаяние, подобно разбойнику благоразумному! Тому, кто умирает с покаянием, Господь дает вкусить новую жизнь — сразу же, сегодня, раньше, чем наступит завтра, день Второго и Славного Его Пришествия, когда эта радость раскроется в Божественной полноте.

Протоиерей Александр Шаргунов

moral.ru

Кто первым входит в рай

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Пассии. Евангелие от Луки …

Сегодня мы слышали Евангелие от Луки о первом из рода человеческого в раю — о разбойнике благоразумном. Мы не можем постигнуть милосердия Божия, которое последнего делает первым. На северных дверях Никольского придела нашего храма изображен этот святой. И кто-то из прихожан, вскоре после того как появилось это изображение, не разобрав надпись, спросил: «Это Христос?» — показывая на разбойника благоразумного.

Действительно невозможно, кажется, отличить. Человек, похожий на Христа, с крестом. И он облечен той святостью, которая у Христа, потому что Христос пришел, чтобы дать нам все, что у Него есть, взяв на Себя то, что есть у нас. То, что есть у разбойника. Трудно постигнуть человеческому сознанию, как может быть причислен к лику святых проживший такую жизнь. Но он первым входит в рай, Сам Христос канонизирует его, открывая ему доступ во Святое святых.

На некоторых иконах мы видим вместе с воскресшим Христом только одного этого праведника в раю, где обителей много, как говорит Господь, но они еще не заняты никем. Сонм ветхозаветных пророков, праведников во главе с Предтечей устремляется к вратам рая, в то время как разбойник благоразумный уже в раю, самый первый, впереди всех, сияет ослепительной белизной брачных небесных одежд.

Мы должны снова увидеть то, что произошло на Голгофе. Как распяли Христа вместе с двумя разбойниками. Почему они это сделали? Чтобы презрение и ненависть, которые люди естественно имеют к извергам рода человеческого, распространялись и на нашего Господа. Люди обычно судят обо всех, находящихся в одной компании, вместе. Им не свойственно отличать одного от другого. Глядя на распятых, они могли заключить, что и Он злодей, потому что наказание одно. И более того, он худший из злодеев, потому что распят посреди них.

Мы слышим во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Луки, о том, что разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Как если бы они были святыми по сравнению с Ним. «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Очевидно, что из всех людей у этого разбойника, который не переставал поносить Господа, было меньше всех оснований делать это. А другой, такой же, как он, разбойник, постепенно стал многое понимать.

Господь был распят посреди разбойников, чтобы удовлетворить правде Божией за зло, соделанное Ему грехом, покоряясь предельному поруганию, какое только может быть совершено по отношению к Нему со стороны худших из людей. Так Он стал грехом и клятвой за всех нас. И тьма от шестого часа до часа девятого показывает мрак, который покрывал душу Господа. Бог повелевает солнцу Своему светить на праведных и нечестивых, но даже свет солнца был отнят от Господа, когда Он сделался грехом за нас. Иудеи часто требовали знамения с небес. И теперь оно было дано им, но такое знамение, которое являло их абсолютную слепоту.

Древо Крестное, насажденное на Голгофе, становится Древом Жизни посреди рая. «Отче, прости им», — первые слова, которые Христос произносит на Кресте. И разбойник благоразумный — первый свидетель, первый в роде человеческом, облагодатствованный силой этой молитвы. Свет, который через несколько мгновений коснется его сердца, явится знамением прощения Отца Небесного, обещанный всякому, кто обратит свой взор ко Христу. Как сказал Бог Моисею: всякий, кто воззрит на него, спасется.

Разбойник благоразумный не только первый, кто свидетельствует об исполнении древнего пророчества. Его глазами Церковь научается по-новому видеть само распятие. Слово крестное, о котором будут проповедовать апостолы, исходит впервые из его уст. Глядя на Христа, непостижимого в Своей кротости и долготерпении, но столь же реально близкого к нему, как всякого человека, он начинает забывать о своем собственном страдании. Он не знает, как это происходит, но присутствие Того, Кто страдает и умирает рядом с ним, так же, как он, и вместе с ним, все меняет. Из его уст исторгается слово, которое мы все знаем, и которое из всех молитв, какие знает Церковь, составленных величайшими ее святыми, являются самыми краткими и самыми совершенными молитвенными словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Многие кресты и памятники на могилах верующих людей запечатлены ими.

Каждое слово в этой молитве драгоценно. Прежде всего, это слово «Господи», главное во всякой христианской молитве, ибо нет другого имени под небесами, которым бы нам надлежало спастись, как говорит апостол Петр, после того как совершается чудо Пятидесятницы. И никто не может, говорит апостол Павел, назвать Христа Господом, только Духом Святым.

Среди всех оскорблений хулителей Господа, среди беснующейся толпы, вождей Израиля, которые манипулируют этой толпой, среди всех этих «Спасись Сам! Других спасал, Себя ли не может спасти!» — только у разбойника благоразумного есть вера в Того, Кто может его спасти. Его вера вся заключена в одном слове: «Господи». Он говорит: «Помяни мя». Он ни о чем не просит, только о милости памяти Божией: сохрани меня в памяти Твоей.

Эти слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» заставляют нас со страхом и трепетом размышлять о тайне человеческого спасения. Кто дал этому человеку знание, что распятый Господь — рядом с ним? Отвергнутый и осмеянный всеми, снова придет на землю, но уже в небесной славе. Когда придет и как придет? Тот, Кто сейчас умирает, как он, как всякий человек, снова будет живым. Не просто живым, но явится как Царь всех живых.

Не это ли было причиной глумления распинающих Его? И они запечатлевали это презрение, которое Пилат повелел надписать над Крестом. Слова эти были перед глазами разбойника: «Сей есть Царь Иудейский». И воины, одевшие Христа в багряницу, издевались над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский». Они возложили Ему на голову терновый венец. Но разбойник благоразумный не сомневался в этом Царстве. И он узнает это Царство, и он возвещает это Царство для всех.

Удивительное, неслыханное дело, скажет кто-нибудь, — Крест перед твоими глазами, а ты говоришь о Царстве. Что видишь ты, что напоминало бы Царство, достоинство? Распятый человек, умирающий от истязаний, окруженный улюлюканиями и заплеваниями, раздираемый бичами. Разве это знаки, через которые можно узнать Царя? Но разбойник благоразумный не останавливается перед внешней видимостью. Он видит глазами веры.

И вера этого человека, необъяснимое противоречие всей внешней очевидности — свидетельство и доказательство славы Христа распятого, Который силой Своей преобразует погибающую душу. Праведный жив будет верой, говорит апостол Павел. Но нечестивого, добавляет блаженный Августин, оправдывает Христос. И Он оправдывает его, когда тот и сердцем верует, и устами исповедует свою веру. Так разбойник благоразумный веровал сердцем, и устами исповедовал свою веру.

Часто говорят, что существование зла в мире очень многим мешает веровать. И правда, один из разбойников хулил Бога, находясь рядом с Ним. Но нельзя забывать, что разбойник благоразумный именно в это время обрел веру. Он является здесь нашим учителем, показывая, что вера по преимуществу есть дар Божий. Ответ на смирение человеческого сердца, которое даром Божиим совершенно изменяется. И такое изменение человеческого сердца — большее чудо, чем творение неба и земли. Святые отцы сравнивают знамения, которые сопровождали смерть Христа, — землетрясение, затмение солнца, рассевшиеся камни и многие усопшие, восставшие из гробов, — с тем чудом, которое было явлено с сердцем разбойника благоразумного. Он был тверже камня в исповедании этой веры, потому что через него действовала благодать. Перед нами исповедание веры человека, которому впервые открывается вера во Христа, но также исповедание покаяния человека, который признает свой грех. «Мы достойное по делам нашим приемлем», — говорит он своему товарищу по несчастью. Он ждет всего от Христа, и в то же время приносит глубокое покаяние.

Он упрекает другого разбойника, который поносит Христа. Он обращается ко всем людям без исключения, которые в скорбях своих оказываются неспособными исповедовать веру во Христа Бога. Мы тоже на кресте. Оскорбления, которые ты бросаешь Господу, поражают прежде всего тебя самого. Всякий, кто обвиняет другого в грехах, в которых обличает его совесть, осуждается первым. И всякий, кто обвиняет другого в несчастье, в котором он сам виновен, первым должен быть наказан теми казнями, на которые он осуждает другого.

Разбойник благоразумный признает свой грех. Он ждет от Христа, распятого на Кресте, невозможного. И находит точные слова: «Помяни меня, твоего спутника по страданию. Не забудь меня, когда придешь в Твоем Царстве». Где, когда это Царство наступит, через какие века — не имеет значения. Он надеется на спасение в далеком будущем. И вот он слышит в ответ: «Днесь, сегодня, ты будешь со Мной в раю».

Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис.

«Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания».

Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу.

То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

Святость этого человека — в том, что он узнал в распятом Иисусе из Назарета Мессию Царя. И всякий раз во всех многочисленных сравнениях разбойника благоразумного с другими святыми, которые предлагают святые отцы, он оказывается впереди всех. Его сравнивают с Марией Магдалиной. Но та узнала Христа, когда Он назвал ее по имени, а здесь мы видим, что Спаситель не обращается к разбойнику благоразумному первым. Его сравнивают с апостолом Павлом, когда тот шел в Дамаск и был гонителем Христа. Но тот, кого осиял свет, услышал голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Но у разбойника благоразумного мы не видим этого света и не слышим этого голоса. Мы знаем только, что столь глубока была его вера, что этот свет и этот голос, незримый и неслышимый, был в его сердце.

Разбойнику благоразумному не надо было многих лет, чтобы достичь спасения своей души. В одно мгновение луч Божества, коснувшись его души, засиял ему солнцем вечности. Чтобы стать святым и стать человеком, необходима благодать, без которой никто не может знать, что значит быть святым и что значит быть человеком.

Все святые призывают нас всегда размышлять о чуде разбойника благоразумного. Прощение дается ему так скоро и благодать превосходит его молитвы, ибо Господь всегда дает больше, чем просят. Тот просил, чтобы Господь помянул его, когда придет в Своем Царстве, а Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, сегодня со Мной ты будешь в раю». Жизнь — это быть со Христом, потому что где Христос, там Царство.

Исполняется на разбойнике благоразумном слово Христово о тайне покаяния. Мытари и блудники кающиеся идут впереди в Царство Божие. Святые отцы сравнивают разбойника благоразумного с блудным сыном из евангельской притчи, которому отец его предлагает бесконечно большее, чем он смел просить. Принесите ему скорее первую, самую лучшую одежду, одежду бессмертия. Пир царства готов, и радость заполняет небеса.

Тайна спасения разбойника благоразумного заставляет задуматься о том, что страдания, которые претерпел Господь на Кресте, истекая кровью, изнемогая в муках, умирая среди разбойников, как разбойник, были приняты Им ради любви к каждому человеку без исключения. «Помяни меня, Господи» — наверное, отсюда, из этих слов с такой несомненной надеждой предстательствует Церковь о каждом отошедшем в вечность христианине, возглашая ему «вечную память». И просит упокоения со святыми.

И мы, видя, как уходят от нас наши близкие, все чаще убеждаемся, что спасается гораздо большее число людей, чем это иногда может нам представляться. Господь сподобляет принести покаяние тех, кто были далеки от Него, может быть, даже всю жизнь хулили Его, и перед самой кончиной по молитве Его, которой Он молился на Кресте за всех людей, в том числе за распинающих Его: «Прости им, не знают, что творят», и по молитве разбойника благоразумного открывается им свет спасения.

Однако мы должны помнить, что не зря святые отцы столь внимательно всматриваются в образ разбойника благоразумного. Потому что существует опасность слишком легкого отношения к тому, что обретено для нас дорогою ценою.

Блаженный Августин говорит: «Помиловал Господь разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался, ни один человек, потому что не бывает ни одной безнадежной ситуации. Пока жив человек, он может еще обратиться ко Господу. Но одного только помиловал, из двух только одного, чтобы никто чрезмерно не уповал на Его милосердие». Как бы нам не оказаться тем разбойником, который ошуюю, когда не хватит у нас глубины веры в час великих испытаний. Преподобный Феодор Студит говорит: «Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какой смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли она придет или с каким-либо предуведением?» «Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно "спутнику Христову", "мал глас испустившему и велию веру обретшему"? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» — говорит святитель Кирилл Александрийский. «Потому, грешник, — говорит блаженный Августин, — не отлагай покаяния в грехах, чтобы они не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью».

Пусть коснется и наших сердец этот свет надежды, соединяющий наш крест с Крестом Христовым, — свет, который никакая тьма не может поглотить. Самые великие грешники, если они приносят подлинное покаяние, получают не только прощение своих грехов, но место в Божием раю. В этом весь смысл Крестных Страданий Господа. Он умер, чтобы купить для нас не просто прощение грехов, но вечную жизнь. Христос пострадал на Кресте, чтобы открыть Царство Небесное всем кающимся грешникам. Крестом Христос входит в Пасхальную радость. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь убеждает нас, что все кающиеся с подлинной верой в Него после смерти идут к Нему. Если радость на небесах бывает об одном грешнике кающемся более, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, то какая радость будет, когда все грешники принесут покаяние, подобно разбойнику благоразумному! Тому, кто умирает с покаянием, Господь дает вкусить новую жизнь — сразу же, сегодня, раньше, чем наступит завтра, день Второго и Славного Его Пришествия, когда эта радость раскроется в Божественной полноте.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

ruskline.ru

Женщина, которая первой войдет в рай

Только верующие праведные женщины, которые в мирской жизни совершают благие деяния попадут в рай. Вот как об этом сказано в хадисе.

Однажды любимая дочь Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) Фатима (да будет доволен ею  Аллах) спросила у своего отца:

- О, мой любимый отец, кто из женщин первой войдет в Рай?

Посланник  Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

- В таком-то месте проживает женщина, которая  первой войдет  в Рай.

Мать наша Фатима (да будет доволен ею Аллах) очень заинтересовалась этим:

- Эта женщина войдет в рай даже раньше меня?

-Да, даже раньше тебя. Если хочешь,  познакомься с ней  и узнай, по какой причине она удостоена такой чести.

Хазрети Фатиму очень заинтересовала эта женщина, и однажды она решила навестить ее. Она нашла дом этой женщины. Подойдя к двери Фатима постучалась. Из-за двери послышался голос старой женщины.

- Кто это? – спросила она.

Хазрети Фатима объяснила, кто она.

- Да будет моя душа жертвой на твоем пути, о, дочь Посланника Аллаха, я очень хотела познакомиться с тобой, но так как я не выхожу на улицу,  не смогла тебя проведать. Это милость Аллаха, что ты пришла ко мне. Прости меня, но, к сожалению, без разрешения мужа не могу открыть  тебе дверь. Прошу тебя, приходи завтра, я спрошу разрешения у мужа и открою тебе дверь.

Хазрети Фатима ушла. На следующий день она пришла вместе с сыном Хасаном (да будет доволен им Аллах). Но женщина узнав,  что Фатима (да будет ею доволен Аллах) не одна сказала.

- Простите, но я у мужа спросила разрешения только для тебя. Если хочешь, можешь войти, но твоего сына я не могу впустить. Или подождите до завтра, я спрошу  у мужа разрешения, и завтра зайдете вместе.

Хазрети Фатима и на второй день не смогла попасть к этой женщине.

На третий день Хазрети  Фатима пришла вместе со вторым сыном Хусейном (да будет доволен им Аллах) и столкнулась с тем же, что ей пришлось покинуть место, где живет эта женщина.

И лишь на четвертый день женщина впустила всех, так как для всех спросила разрешения у мужа.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) очень удивилась тому, что ее встретила молодая и очень красивая женщина.

- Когда я говорила с тобой, то за дверью всегда был слышен голос очень старой женщины. - Да, чтобы мой голос не мог соблазнять посторонних мужчин, разговаривая, я держала за щекой камушек. А сейчас вытащила.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) была расстрогана до слез. Теперь Она поняла причину, по которой эта женщина первой войдет в Рай.

- О, дочь Посланника Аллаха! Справляюсь ли я со своими обязанностями перед мужем так, как нужно? Боюсь, что мне придется отвечать за это перед Аллахом.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) передала ей слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ты – женщина, которая первой войдет в Рай. Ни одна женщина не сможет сделать то, что ты делаешь ты!

Да одарит Всевышний Аллах таких богобоязненных женщин Раем и возвысит их в степени!

mazhab.kz