Главная - Официальный сайт Сибайского института (филиала) БашГУ. Лекции план подготовки


35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.

Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменяться по ходу курса. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой предыдущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно содержать «мостик» к последующей лекции. При этом важно, чтобы у студент сформировалось системное представление об изучаемой предметной области.

Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подготовки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его. В то же время детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени.

Очень часто преподаватель готовит больше материала, чем успевает дать за от­веденное время лекции. При этом возникает дилемма: оставить материал нерас­смотренным или перенести его рассмотрение на следующую лекцию, соответст­венно пересматривая ее план? Как принимать решение в таких ситуациях? Это непростой вопрос. Необходимо принимать в расчет относительную значимость каждого фрагмента учебного материала. Такие корректировки рабочей програм­мы естественны, не стоит воспринимать их как неудачи, они могут даже усовер­шенствовать курс. Однако в целом следует придерживаться тематического плана, поскольку постоянный перенос материала на последующие занятия может при­вести к прогрессирующему отставанию в выполнении всей рабочей программы.

Как показывает лекционная практика, преподаватели обычно имеют больше материала, чем времени. Вопреки типичному страху молодого преподавателя, что ему не хватит материала на всю лекцию, чаще всего ему не хватает именно време­ни. Реалистичная оценка того, какой объем материала может быть рассмотрен на занятии, — ключевое умение для спокойного течения занятий и авторитета препо­давателя.

Как много материала нужно отбирать для лекции? Интересным в этом отно­шении является совет Роджера Доминовски. Он рекомендует планировать три основных пункта на один академический час лекции. Безусловно, есть исключения из этого правила, поскольку каждый пункт может содержать большее или меньшее количество подпунктов. Что в них более, а что менее важно для темы лекции? Переработка плана лекции — естественный про­цесс в ходе ее подготовки.

Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запо­минанию материала студентами. При структурировании материала полезно учи­тывать психологические закономерности памяти и мышления.

Стремление преподавателя насытить занятие большим количеством информа­ции не всегда оправданно. Больше не всегда означает лучше. Конечно, можно дать студентам больше, если: 1) говорить быстрее, 2) быстро проходить учебный мате­риал, 3) не задавать им никаких вопросов и 4) не принимать их вопросов. Но с ка­кой целью? Цель преподавателя — помочь студентам изучить тот материал, кото­рый он им излагает. А это означает предъявление материала в таком темпе, чтобы они могли его понять, чтобы можно было убедиться, что «материал идет», чтобы можно было позволить студентам задать, по крайней мере, несколько вопросов, от­веты на которые помогут им лучше усвоить содержание лекции.

Написание конспекта (или подробного плана) занятия очень полезно для лек­тора при подготовке лекции.

Некоторые преподаватели стараются подготовить полный текст того, что они собираются сказать. Причиной такого метода подготовки обычно является страх. Если лектор боится забыть, что ему следует сказать, конспект в виде полного тек­ста может казаться «защитным одеялом». На самом деле полный текст отрицательно влияет на процесс поиска того, что говорить дальше, поскольку чрезмерный объем текста делает поиск нужного пункта более трудным. Другой причиной составления подробного конспекта является стремление к точ­ности, желание быть уверенным в правильности излагаемого материала. Это стремление акцентирует внимание «на словах», в то время как сущность лекции заключается в идеях, которые она несет. На самом деле почти все идеи могут быть выражены по-разному, и на лекции это полезно делать, чтобы углубить понима­ние студентами их сути. Конечно, некоторые понятия нужно определять и ис­пользовать точно, поэтому имеет смысл записать в конспекте их определения. Од­нако следует иметь в виду, что почти любые определения (за исключением тех, которые выражаются математическим языком) допускают перефразирование.

Конспект с полным текстом лекции побуждает преподавателя именно читать ее студентам. А все мы знаем (за редким исключением), как скучно бывает слу­шать и трудно понимать такие «читаемые» лекции. Причинами этого являются монотонный голос, слишком быстрый или слишком медленный темп, отсутствие визуального контакта.

Наиболее полезный конспект — это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, зако­номерностей понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество дета­лей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, на­сколько он знаком преподавателю. Конечно, когда лекция читается в первый раз, требуется большая детализация. По мере того как преподаватель накапливает оп­ределенный опыт чтения лекций по данной теме, переработанный конспект может содержать уже меньше деталей. Отдельные слова и короткие фразы начинают за­мещать длинные предложения; уже нет необходимости во включении в конспект полных предложений.

Конспект должен фокусироваться на содержании лекции; средства выражение этого содержания должны рождаться на самой лекции.

Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, кото­рые будут приводиться на лекции. Конкретные примеры абстрактных понятий должны быть тщательно продуманы. При приведении примера необходимо обра­тить внимание студентов как на те признаки, которые существенны для характе­ристики понятия, так и на те, которые несущественны. Использование двух или трех примеров поможет студентам успешнее выделить и обобщить существенные признаки понятия. Преподаватель также должен подготовить иллюстративный, де­монстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать.

Как писать конспекты (от руки или с помощью компьютера), решает, конечно, сам преподаватель. Современные текстовые редакторы дают много преимуществ и в скорости подготовки, и в удобстве переработки конспектов. Конспекты, напе­чатанные на принтере, легче читаются.

Прежде чем идти на лекцию, ее полезно «прорепетировать» в голове. Речь идет не о буквальном заучивании текста, а о мысленном продумывании основных пунк­тов, которые должны быть раскрыты на занятии. Опыт показывает, что это очень полезно, особенно для молодых преподавателей. Еще важнее найти 10-15 минут непосредственно перед лекцией для просмотра конспекта и проверки всех необхо­димых материалов.

Начало и конец лекции очень важны во многих отношениях. Во-первых, в начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса. Интересным методом обзора может быть проведение короткого устного или письменного опроса студентов по материалу предыдущей лекции. Не столь важно, будут ли оцениваться результаты этого оп­роса или нет. Письменные ответы студентов на три вопроса могут занять около десяти минут. Меньше времени займет устная постановка вопроса кому-либо в аудитории. Проще всего не задавать вопросы студентам, а самому преподавателю сделать обзор предыдущего материала. Однако это наименее эффективный метод, поскольку студенты будут пассивны. Многие преподаватели вообще не использу­ют на лекциях обзоры, считая, что нецелесообразно тратить на старый материал время, которое можно использовать на изложение нового. Их можно понять. Тем не менее, начать занятие с обзора — прекрасный методический прием, оказываю­щий помощь в изучении учебного материала.

Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лек­ции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать вни­мание на наиболее важных его аспектах. Постановка интригующего вопроса или описание яркого примера привлекут внимание студентов. Такое введение не долж­но занимать больше пяти минут. Разумеется, материал лекции должен давать обоснованный ответ на поставленный вопрос.

В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей заня­тия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же отве­ты на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции. К сожалению, на это у преподавателя часто не хва­тает времени.

Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может по­мочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину. Схемы и диаграммы являются прекрасным средством демонстрации взаимосвязей между понятиями. Нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, помогает студентам запомнить материал. Визуальная демонстрация с очевидным разделе­нием рассматриваемых категорий должна сопровождать вербальную презента­цию материала, особенно в том случае, когда обсуждаются, например, преимуще­ства и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против определенного утверждения, теории, процедуры. Большую роль играет композиционное распо­ложение материала на доске (слева — справа, сверху — снизу и т. п.). В общем, как считает Роджер Доминовски, продумывание концепту­альной и перцептивной организации материала — повседневная задача лектора.

Выбор уровня трудности содержания и изложения материала. На что следу­ет ориентироваться в данном случае? Оптимальными можно считать следующие критерии:

* сущность учебного материала должна быть доступна и понятна всем студентам;

* интерпретация этой сути, ее анализ и обоснование должны быть понятны большинству из них;

* отдельные частные вопросы излагаемого материала, отдельные тонкости и ню­ансы этих вопросов должны быть доступны и понятны не всем.

Говорят, что плоха та лекция, которая непонятна большинству, но вряд ли можно назвать хорошей такую лекцию, в которой всем студентам понятно все.

Постановка вопросов по содержанию лекции. Когда студенты слышат во­прос, это побуждает их думать о возможных ответах и оценивать ответы других. Этот прием привлекает активное внимание студентов. Реализовать данную мето­дическую технику, в принципе, несложно. Прежде чем начать изложение очеред­ной порции учебной информации, преподаватель может поставить соответствую­щий вопрос, а затем последующим изложением учебного материала дать на него ответ. Иногда могут использоваться и риторические вопросы.

Приведение примеров. Приведение примеров - важнейший компонент структуры лекции. Примеры должны быть подготовлены до начала занятия и могут использоваться по-разному. Один вариант изложения материала — лектор начинает с примера и затем переходит к понятию или теоре­тическому тезису. При использовании другого варианта пример (или примеры) может предъявляться как иллюстрация понятия.

Проверка понимания материала студентами. Оценить то, насколько глубоко студенты поняли изложенный материал, можно путем зрительного контакта пре­подавателя со студентами. По поведению студентов на лекции, по их позам, по вы­ражению глаз лектор может увидеть, понимают ли студенты преподносимый ма­териал. Самые активные и смелые студенты могут задать вопрос, когда они что-либо не понимают. Однако такая ситуация имеет место довольно редко. Поэтому преподавателю следует после завершения рассмотрения очередного пункта план предложить студентам задать свои вопросы.

Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции и зависит от ряда факторов. Периодически (каждые 20-30 минут) у них возникают колебания (кри­зисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому препода­ватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам воз­можность переключения внимания (на интересный пример, новый вопрос и т. п.).

Конспектирование материала лекции студентами. Считается само собой ра­зумеющимся, что студенты должны не только слушать лекцию, но также конспек­тировать ее содержание. Поэтому у преподавателей порой возникает недоверчи­вое отношение к тем студентам, которые ничего не пишут на занятии, хотя они могут внимательно слушать лектора. Обязательно ли писать конспект — вопрос спорный. Конечно, конспектирование помогает лучше сохранить информацию для будущего использования и может способствовать ее активной переработке, особенно в том случае, когда лекция преподавателя не представляет собой про­стого пересказа учебника. В любом случае лектор должен управлять процессом конспектирования своей лекции. Ведению конспекта мешают слишком быстрый темп изложения материала, отсутствие пауз, которые студенты могли бы исполь­зовать для записей. Обучение конспектированию на первых занятиях — важная задача преподавателя. Основные понятия, идеи, тезисы полезно писать на доске или демонстрировать с использованием иных проекционных средств, поскольку это не только способствуют улучшению восприятия, но и облегчает конспектиро­вание. Этот прием поможет избежать неправильного написания терминов. Клю­чевые определения необходимо записывать под диктовку.

studfiles.net

Методические рекомендации по подготовке и проведению лекции Лекции

Методические рекомендации по подготовке и проведению лекции

Лекции составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов, макетов, использование мультимедиа аппаратуры.

Лекции читаются заведующими кафедрой, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций допускаются наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие учёную степень или педагогический стаж не менее пяти лет.

Лекция является исходной формой всего учебного процесса, играет направляющую и организующую роль в самостоятельном изучении предмета. Важнейшая роль лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.

Основные требования к лекции

· Глубокое научное содержание.

· Творческий характер.

· Информационная насыщенность.

· Единство содержания и формы.

· Логически стройное и последовательное изложение.

· Яркость изложения.

· Учёт характера и состава аудитории.

Типы лекций

1. Учебно-программная лекция освещает главные, узловые вопросы темы

2. Установочная лекция своей задачей ставит организационную работу слушателей по изучению предмета.

3. Обзорная лекция читается на заключительном этапе изучения или курса.

Основное внимание в лекции сосредотачивается на глубоком, всестороннем раскрытии главных, узловых, наиболее трудных вопросов темы. Уже на начальном этапе подготовки лекции преподаватель решает вопрос о соотношении материалов учебника и лекции. Он выделяет из учебника ведущие проблемы для более глубокого и всестороннего раскрытия их в лекции.

Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, вводную часть и заключение.

В ходе подготовки лекции необходимо:

· Определить основное содержание и расположение материала.

· Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы; в какой мере и как осуществить связь с задачами образования; где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;

· Как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.

Педагогическая деятельность преподавателя

В круг задач лектора входят:

1. Установление и поддержание контакта с аудиторией

2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции

3. Достижение убедительности речи

4. Эмоциональное воздействие на слушателей

5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.)

6. Соблюдение некоторых правил на трибуне

Начало лекции

Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.

Затем изложить вводную часть, в которой сказать:

· О роли и месте данной темы в курсе;

· Дать краткую характеристику литературы;

· Сообщить о распределении времени на тему;

· Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.

Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.

Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.

Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается :

· Логикой изложения материала.

· Глубиной содержания материала.

· Чётким формулированием положений.

· Использованием в лекции новых интересных данных.

· Использование мультимедиа.

· Включение в лекцию материалов из практической деятельности.

Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.

Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.

Важное условие успеха – интонация и выразительность речи, оптимальность её ритма и темпа, включение элементов юмора и т.п.

Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что слушатели записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает слушателям усвоение логики лекции, даёт возможность записать основные тезисы.

Заключительная часть лекции

В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции; делаются выводы, ставятся задачи для самостоятельной работы.

Существует твёрдый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.

mirznanii.com

Официальный сайт Сибайского института (филиала) БашГУ

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета вновь в числе эффективных вузов Российской Федерации по результатам мониторинга.

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

НОВОСТИ

Приглашаем на День Знаний!

31.08.2018

1 сентября в 11.00 часов на Студенческой площадке главного...

Состоялось расширенное заседание Ученого совета Сибайского института

31.08.2018

На повестке дня были следующие вопросы: 1. Об итогах работы...

Уважаемый Адигам Агзямович! От имени профессорско-преподавательского состава, студентов и сотрудников Сибайского института БашГУ разрешите поздравить Вас со славным Юбилеем!

30.08.2018

Вас всегда отличали целеустремленность, настойчивость, верность принципам, умение видеть...

Порядок заселения в общежития СИ БГУ в 2018 году

29.08.2018

Уважаемые студенты и родители! Заселение в общежития СИ БГУ...

Объявление

29.08.2018

30 августа 2018 г. состоится расширенное заседание Ученого совета...

Представители Сибайского института БашГУ участвовали на форуме «Лица «Единой России»

28.08.2018

В Сибае прошел масштабный Форум «Лица «Единой России», где...

Все новости

© Сибайский институт Башкирского Государственного Университета 1998-2017Верстка и дизайн - Ринат Байрамгулов

sibsu.ru

Как подготовиться к лекции? Советы и рекомендации

Чтобы лекция прошла удачно, необходимо хорошо к ней подготовиться. Для этого лектор должен тщательно продумать, что он хочет донести до аудитории, и внимательно прочитать все рекомендации. Будьте готовы, что на поиск нужной информации придется потратить определенное время, чтобы покопаться в нескольких источниках. Итак, как подготовиться к лекции и произвести впечатление на слушателей? Давайте разбираться.

как подготовиться к лекции

Этапы подготовки

Для хорошего выступления необходима тщательная подготовка, проводить ее нужно в четыре этапа.

  • Первый этап заключается в том, чтобы решить, с каким материалом выступать перед слушателями, определить ключевые моменты, продумать порядок, в котором будет подаваться теоретический и практический материал.
  • Второй этап – это поиск средств, благодаря которым вы сможете донести информацию. Здесь можно использовать методические приемы, вовлекающие слушателей в дискуссию или диалог, развивающие тем самым их мышление. Это могут быть компрометирующие вопросы, неверные утверждения, шоковая информация и т. д.
  • Третий этап — это запись тезисов и текста. Для двухчасовой лекции характерно 16–17 страниц материала, а также дополнительные таблицы, приложения, диаграммы и т. п.
  • Четвертый этап – это проверка подготовленного материала. Необходимо проговорить вслух записанный текст, если надо, то несколько раз его отрепетировать. Ведь будет довольно нелепо, если вы ошибетесь во время лекции и перепутаете информацию.

рекомендации по подготовке и проведению лекций

Как выбрать тему

Если вы не знаете, как подготовиться к лекции, начните с выбора темы. Именно она определяет формат встречи, включает в себя определенные узловые элементы, которые последовательно раскрывают читаемый материал.

Тематика лекции может быть разнообразной, можно брать научный или популярный материал, который очень интересен обычным людям. Также, чтобы правильно выбрать тему лекции, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • цель встречи;
  • где будет проходить собрание;
  • условия для проведения лекции;
  • выделяемое время;
  • что еще будет в программе;
  • когда лектор начнет говорить.

как составить план лекции

Как собрать материал

Тема выбрана, все условия учтены, и возникает вопрос, как подготовиться к лекции дальше? Самое время переходить к содержанию. Очень важно собрать интересный материал, для этого необходимо изучить несколько журналов или книг по необходимой тематике, отобрать ключевые мысли, раскрывающие тему наиболее ярко, поискать необходимую информацию в Интернете, посидеть довольно долгое время в библиотеке.

Если тема научная, очень важна точность информации. Необходимо выбрать текст, в котором рассказано о различных достижениях, проведении опытов. Можно провести сравнительный анализ, чтобы не было сухого и монотонного урока. Основные рекомендации по подготовке и проведению лекций вы уже знаете. Пришла пора переходить к делу!

Как составить план лекции?

Когда уже определена тема встречи и собран материал, важно продумать примерный план лекции, который максимально раскроет информацию и будет соответствовать конечной цели, а она может быть:

  • воспитательной;
  • образовательной;
  • развивающей.

Не жалейте времени на составление плана, ведь именно он поможет проводить встречу, не перепрыгивая с темы на тему. Любая лекция состоит из трех частей:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • заключение.

Вступительная часть должна заинтересовать слушателя. Добиться этого можно с помощью некоторой незаконченности мысли, вопросов. Важно, чтобы слушатель захотел узнать, что будет дальше. В основной части необходимо изложить весь основной материал, создать дискуссию или диалог, а в заключение сделать выводы, подвести итог раскрываемой тематики, ответить на возникшие вопросы.

Теперь вы знаете, как подготовиться к лекции, учесть все нюансы и быть на высоте перед любой аудиторией. Остается только пожелать удачи в ваших начинаниях!

fb.ru

Часть 1. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации - Образование. Научная деятельность - Каталог статей

МВД Российской ФедерацииВсероссийский институт повышения квалификацииработников МВД России

А.В. Трофимов, Ю.П. Груненков

Методические рекомендации

Домодедово - 2004ББК 74.58Т 76

Трофимов А.В. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации / А. В. Трофимов, Ю. П. Груненков. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - 23 с.

В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции со слушателями системы дополнительного профессионального образования МВД России. Особое место в методических рекомендациях отведено таким моментам, как методика подготовки текста лекции, методам активизации внимания слушателей, а также психолого-педагогическим основам применения визуальных средств в учебном процессе.Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, начинающим преподавателям учебных заведений системы дополнительного образования МВД России.

Рецензенты:В.П. Новиков – кандидат педагогических наук, доцент;Г.А. Минаев - доктор технических наук, профессор.

ISBN 5–9552–0061-4© Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, 2004

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях образовательные учреждения дополнительного, профессионального образования предпринимают немало усилий для того, чтобы учебно-воспитательный процесс стал более динамичным и интенсивным.

В настоящее время в учебный процесс все шире внедряются  такие формы обучения как упражнения, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, учения. Тем самым все меньше и меньше учебного времени в учебно-тематических планах повышения квалификации отводится традиционным «консервативным» лекциям. Проведение учебного занятия, то есть непосредственный контакт и взаимодействие с аудиторией является главной и решающей фазой работы преподавателя. Для подготовки к встрече со слушателями преподаватель, зачастую, проводит большую подготовительную работу. На подготовку лекции затрачивается масса труда и усилий. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. Причем, следует отметить, что даже для опытного преподавателя в каждой встрече с аудиторией всегда есть что-то новое, неожиданное. Поэтому надо всегда помнить, что как бы хорошо ни была подготовлена лекция (групповое занятие), как бы тщательно не были подобраны аргументы и отработан текст, плохая ораторская техника и неумение управлять аудиторией могут резко снизить качество проведения занятия. Здесь уместно напомнить слова Ф. Энгельса о том, что «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»[1].

[1] К. Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. 3-е М:, Искусство, 1976, с.24.

Если все этапы подготовки к проведению занятия являются своего рода алгоритмом работы преподавателя, то само проведение занятия является проверкой и корректировкой этого алгоритма в процессе встречи с аудиторией. Опытный преподаватель строит любое занятие в неразрывном единстве содержания и замысла выступления, навыков произнесения речи и управления аудиторией. У начинающего преподавателя такие навыки еще не выработаны, и поэтому в пособии рассмотрен сложный и разнообразный комплекс рекомендованных педагогических приемов, направленных на совершенствование мастерства преподавателей.

 

1. ЛЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. В целом можно сказать, что лекции как форме и методу обучения присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в понимании слушателями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция призвана дать им взаимосвязанное, доказательное и отчетливое представление о самых сложных моментах в практической деятельности специалистов. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, продиктованных лектором, является главным в познавательной функции.

Кроме того, следует помнить, что познавательная функция всякой лекции связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем тогда, когда они изложены письменно. Значит одно из основных достоинств лекции – это передача учебного материала не беззвучными строками текста, а конкретным человеком – преподавателем.

Лекция достигает цели, если помимо сообщения информации она выполняет развивающую функцию, то есть по содержанию и форме она ориентирована не на память, а на мышление обучаемых, призвана не только преподнести им знания, но и научить их самостоятельно мыслить. Именно такие предпосылки содержит лекция, подготовленная на высоком профессиональном уровне. В повседневном и интенсивном упражнении в научном мышлении и заключается главная ценность лекции.

Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от грамотно подобранного и составленного содержания лекции и методики его изложения. Логичное, доказательное расположение материала, Стремление лектора не просто изложить голые факты, а логично расположить материал, доказать его истинность, привести к обоснованным выводам, научить слушателей думать, искать ответы на возникающие вопросы и рассматривать приемы такого поиска – все это отличительные черты лекции, выполняющей в полной мере развивающую функцию.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой как в процессе лекции, так и во внеурочное время. Эта функция сознательно усиливается проведением семинаров и практических занятий. В данном случае лектор рекомендует литературу, обращает внимание слушателей на то, что необходимо изучить и с чем сопоставить. Полученные в ходе лекции выводы и результаты служат основой при самостоятельной проработке рекомендованной литературы.

Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Поэтому чтение лекций поручают наиболее опытным преподавателям, как правило, начальникам (заведующим) кафедры (цикла), профессорам, доцентам и наиболее опытным старшим преподавателям.

 

1.1.  ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающуюся форму обучения, то есть методика ее чтения должна меняться, исходя из целей, определяющих необходимый уровень усвоения программного материала. Обобщенный передовой педагогический опыт позволяет выделить наиболее встречающиеся разновидности лекций, каждой  их которых присущи свои методы чтения.

Вводная лекция читается, как правило, в начале курса (дисциплины) с целью ориентации на его (ее) изучения. В данном случае раскрываются цели, задачи, структура курса (дисциплины), ее место в общей образовательной программе.

Основным методом чтения вводной лекции является популярное, как правило, монологическое изложение учебного материала, ориентирующее на предстоящее изучение учебной дисциплины с постановкой преподавателем отдельных проблем и путей их решения. Особенность данной лекции состоит в том, что в ней лектор должен стремиться раскрыть суть изучаемого курса (дисциплины). В основе своей лекция призвана дать знания на уровне общего представления о содержании дисциплины.

Цель установочной лекции – дать общие или конкретные установки на самостоятельное овладение программным материалом той или иной дисциплины. Наиболее распространенными методами чтения лекции являются метод объяснения с иллюстрацией и репродуктивный метод изложения материала. Возможно также применение и проблемного метода чтения лекций, если слушатели готовы воспринимать поставленные задачи для последующего их решения методом самостоятельной работы.

Лекция-беседа (дискуссия) объединяет два понятия: лекция как форма изложения материала и беседа как метод общения со слушателями. Для лекции-беседы характерны эмоциональность и доверительный тон лектора, которые активизируют внимание слушателей и вовлекают их в совместные  размышления над решением проблем. Данным лекциям присуща моментальная обратная связь, то есть сама методика подачи материала преподавателем должна побуждать слушателей к доверительной беседе. Лекции-беседы хорошо воспринимаются, если они читаются отдельным учебным группам, а не потокам в целом.

Основным методом изложения учебного материала в данном случае является беседа, в ходе которой преподаватель вовлекает слушателей в диалог.

Итоговая лекция, как правило, завершает изучение курса (дисциплины) и на основе полученных знаний определяет ее место в общей образовательной программе. Вместе с тем она ориентирует на дальнейшее углубленное самостоятельное изучение материала для своего теоретического развития и совершенствования профессиональных качеств. Этот вид лекций, в зависимости от наполняемости аудитории, преподаватели могут читать различными методами: академическим, проблемным или методом беседы (дискуссии).

 

1.2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ

При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:

1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе (дисциплин) и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении слушателям разного уровня обучения: первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и др. Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории слушателей необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.

2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.

Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное  для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного – таково правило наиболее опытных лекторов. Нехватка времени из-за чрезмерного объема материала – частый недостаток многих  начинающих преподавателей, которые еще не научились рассчитывать время, необходимое для изложения того или иного вопроса. Здесь им поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции в аудитории. Безусловно, при определении объема содержания лекции необходимо ориентироваться на требования учебной программы.

 Молодым преподавателям полезно вслух прочитать лекцию, записать ее на магнитофон (видеомагнитофон), а затем детально ее проанализировать с более опытным лектором.

3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают  проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.

4. Написание текста лекции.

По любой теме в фонде кафедры целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить научность и практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал.

После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений.

Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала.

5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, трудно назвать количественную норму применения средств наглядности, пригодную на все случаи чтения лекции. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.

6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции (более подробно рассматривается в п. 2.1

 

1.3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Всегда следует помнить, что лекция имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

Во введении к числу основных действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение материала.

3. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.

 

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.

vuzirossii.ru

5. Подготовка преподавателя и учащихся к уроку.

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к уроку.

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Виды подготовки

В подготовке преподавателя к занятиям различают несколько ее видов:

— подготовка к учебному году,

— подготовка к разделу или теме программы,

— подготовка к уроку.

Подготовка также бывает — предварительная и — непосредственная.

Предварительная подготовка состоит:

— в изучении преподавателем специальной и методической литературы,

— в детальном ознакомлении с требованиями учебной программы и объяснительной запиской,

— в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании.

Перед началом учебного года преподаватель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом и расписания учебных занятий.

Размеченная таким образом программа служит календарным планом работы преподавателя по предмету и контролирует прохождение программы, не допуская излишней поспешности и отставания.

Перед изучением раздела или темы программы преподаватель планирует систему уроков, которая будет обеспечивать строго логическое изучение материала, правильное развитие процесса обучения на основе дидактических принципов. При тематическом планировании определяются общие задачи и примерное содержание отдельных уроков, методика их проведения.

Таким образом, предварительная подготовка включает в себя подготовку к началу учебного года и подготовку к изучению раздела или темы программы.

Непосредственная подготовка преподавателя к уроку — заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку — это продумывание и составление плана, отбор пособий и оборудования.

На этом этапе подготовки создается план урока. План урока составляется в произвольной форме, но обязательными должны быть следующие элементы:

— дата урока и его номер по тематическому плану,

— название темы урока,

— основные и дополнительные цели урока,

— структура урока, т.е. определение этапов урока с примерным распределением времени урока по этапам,

— краткое содержание урока,

— методы и приемы работы преподавателя и учащихся в каждой части урока,

— учебное оборудование и домашнее задание.

Этапы подготовки.

В подготовке преподавателя к уроку выделяются три этапа:

— диагностика,

— прогнозирование,

— проектирование (планирование).

При этом предполагается, что преподаватель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого предмета.

Все этапы подготовки сводятся к приспособлению учебной информации к возможностям класса (группы), оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Первый этап — диагностика — заключается в определении всех обстоятельств проведения урока:

— возможностей учащихся,

— мотивов их деятельности и поведения.

— запросов и наклонностей,

— интересов и способностей,

— требуемого уровня обученности,

— характера учебного материала, его особенностей и практической значимости,

— структуры урока,

— анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение информации, закрепление, систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие факторов, определяющих эффективность занятия. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Этап прогнозирования — направлен на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Современная технология прогнозирования позволяет выводит количественный показатель эффективности урока следующим образом.

Объем знаний (умений) формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь, определяемая по специальной методике, вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет преподавателя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную форму организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающий этап подготовки урока, и заканчивается он созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления — это краткий и произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные моменты управления процессом:

— кого и когда спросить,

— где вводить проблему,

— как перейти к следующему этапу занятия,

— по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений.

Программа управления отличается от традиционного плана урока четким конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики — еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки преподавателя, но и от подготовки учащихся.

Подготовка учащихся к предстоящим урокам предполагает:

— ознакомление их с планом изучения программного материала на предстоящих уроках, т.е. ознакомление их с перспективным (тематическим) планированием,

— рекомендации научно-популярной и другой литературы для предварительного ознакомления с некоторыми вопросами, которые будут изучаться,

— выполнение домашних заданий, рассчитанных на преемственность перехода от ранее изученного материала к новому,

— проведение предварительных опытов и наблюдений (расширение воды при замерзании и т. д.)

studfiles.net

Лекция "Планирование подготовки группы к горным походам"

Вопрос планирования подготовки очень многогранен. Как и сама подготовка. Ведь само понятие - достаточно субъективно. Кто-то будет считать, что подготовка измеряется справкой о предыдущем походе, а для кого-то показателей тренировок в барокамере будет мало. Потому мы рассмотрим те вопросы, которыми можно измерить уровень. А так же постараемся вывести те необходимые аспекты, которые напрямую влияют на подготовку. И, по возможности, дадим описание необходимой подготовки с аргументацией, почему же именно так нужно готовить группу и участников.

В первую очередь речь идет о подготовке к именно горным походам.

Система вполне может подойти и к другим видам туризма. Но заточена она в первую очередь под горы - и имеет соответствующие особенности. Хотя подобный подход - достаточно многофункционален, и его можно перенимать для подготовки, например, к пешеходным маршрутам.

Во вторую очередь, нужно сказать, что речь идет о спортивных путешествиях в горах. Т.е. мы рассматриваем именно спортивный туризм в рамках определенных правил. И даже походы первой и второй категории мы считаем спортом, хотя, возможно, участниками он таковым может и не восприниматься. Тем более, походы высших категорий, мы рассматриваем как вершину спортивной лестницы. Хотя, на самом деле, это всего лишь определенная ступень развития спортсмена (группы). Достигнув которой, дается возможность относительно безопасно раскрыть свой потенциал в горах.

В третьих нужно сказать, что речь идет о подготовке именно участников походов. Без привязки к конкретному уровню руководств или общему уровню спортсмена (который зависит во многом и от руководств).

Вся система подготовки делится на нескольких аспектов. Мы опишем только часть из них. Но это не говорит, что список на этом исчерпывается. Нет.

С повышением уровня, аспектов становится все больше. И задача тренеров, инструкторов и самих спортсменов находить эти аспекты и работать над ними.

Сейчас мы рассмотрим несколько важных аспектов, которые поддаются тренировке, и их достаточно легко "измерить". Это:1. Общетеоретические знания (связанные с туризмом)2. Подготовка лагеря3. Индивидуальная техническая подготовка4. Техническая подготовка группы5. Физическая подготовкаОтдельно можно было бы выделить психологическую подготовку и т.д. Но это темы достойны гораздо более серьезного труда. Во многом субъективного.

Потому мы этот вопрос рассмотрим в составе общетеоретической подготовки.

Наверное, каждый из аспектов заслуживает многотомных описаний. И на сегодня существует в большом количестве разрозненной литературы. И мы надеемся, что в будущем все будет описано именно с точки зрения туризма. Наша же задача - перечислить тематику, для того что бы дать ориентиры как готовиться.

Так же не было целью расписывать физическую подготовку, т.к. она имеет свою специфику и достойна отдельного материала на более квалифицированном уровне.

Так же подготовка подстраивается под уровень походов, которые предстоят группе (участникам). Фактически мы разделили походы разных уровней на три группы:1. Начальный (н.к. - 2.к.с.)2. Средний (3-4к.с.)3. Высокий (5-6к.с.)В зависимости от уровня меняется подход к подготовке. Если на начальном уровне идет большой набор знаний по строго определенной тематике, то при подготовке среднего уровня, объем нового материала существенно уменьшается.

И в то же время наращивается "глубина" знаний - идет отработка уже имеющихся знаний. При подготовке же походов высокого уровня, идет оттачивание мастерства спортсмена в каждом навыке, и отработка командного взаимодействия.

Как итог, мы имеем таблицу, в которой перечисляются необходимые темы подготовки для определенного уровня в каждом аспекте подготовки. См. Табл.1

Само по себе перечисление тем важно. Но куда важнее принципы, которыми необходимо пользоваться при реализации системы подготовки. Только придерживаясь этих принципов можно рассчитывать на то что любая система будет работать.

1. Уровень подготовкиКаждой категории сложности похода, соответствует определенный уровень подготовки. Наличие справки о походе, или удачное его прохождение, не является достаточным показателем уровня. Хотя это и необходимое условие. Это значит, что пройдя поход определенной категории, необходимо получить знания и навыки соответствующие данной категории сложности похода. Даже если в данном походе часть навыков или знаний не пригодилось. Уровень подготовки соответствует категории похода в целом.

Особенно это актуально для процентников, участников, переходящих между разными группами, для групп, которые планируют походы в районах, отличных от предыдущего.

2. Накопление опытаВыход на более высокий уровень, подразумевает получение знаний и отработку навыков, соответствующих предшествующему уровню. Нельзя говорить о более высоких материях, если предыдущий уровень не усвоен.

3. Что считать полученными знаниямиСамо по себе прослушивание лекции на заданную тему или проба выполнить тот или иной технический прием, не является свидетельством наличия необходимого уровня у участника. По факту - это только знакомство с темой и не более. Свидетельством наличия знаний может быть только правильное их использование. При этом желательно в ситуации, которая для участника неожиданна.

Т.е. получение теоретических знаний должно быть проверено в условиях, далеких от идеальных. Только в таких ситуациях можно проверить усвоен ли материал.

То же самое касается практических навыков. Усвоение техприема никогда придет от одного раза "на пробу". Свидетельством полученного навыка может быть только стабильный показатель при использовании его в нестандартных условиях. Конечно, сложно в городе получить идентичность условий тем, что встретятся в горах. Но это можно компенсировать сложностью и неожиданностью заданий, цейтнотом времени, соревновательным моментом. Именно потому на помощь тренировкам навыков приходит соревнование, даже при всей условности заданий.

4. Потеря навыковНужно сразу сказать, что отработка навыков должна быть регулярной.

Иначе навыки ослабевают. Особенно это актуально для спортсменов, ходящих походы высокого уровня. Которые зачастую перестают заниматься саморазвитием, и от того уровень организации и прохождения походов может деградировать. Даже при повышении категории сложности.

5. Независимость от конкретного похода, группы или районаПодготовка строится под требования походов в высокогорье. И обязана включать те аспекты, которые присущи другим районам.

6. Запас прочностиПодготовка строится из расчета того, что бы участник или группа имели достаточно навыков в случае ошибки при прохождении части маршрута. И вынужденного прохождения участка маршрута сложностью на категорию выше, чем требуется. Это необходимо из соображений безопасности, как перестраховка на случай ЧП. И не дает права повышать сложность похода, основываясь на самомнении, что уровень группы и так высокий.

7. Набор знанийНекоторые знания могут не пригодится в походах начальных категорий.

Но обучение этим навыкам необходимо начинать заблаговременно, т.к. в то время, когда они понадобятся на обучение уйдет неоправданно большое время. Например: ориентирование или работа с веревкой.

Таблица 1. План тематик подготовки в зависимости от уровня походов и аспектов подготовки.

этапк.с.техника личнаятехника команднаязнаниябыт
Начальныйн.к.1. выбор индивидуального снаряжения1.установка лагеря
2.груповое снаряжение2.Костер
3.организация похода3.Горелка
4.распределение ролей в группе4.Дежурства
5.тактика движения группой5.Упаковка рюкзака
6.медпомощь при простейших травмах и заболеваниях
7.медпомощь при ожогах
11.Перемещение по осыпным склонам1.Подъем по организованым перилам1.безопасность в горах1.Выбор места лагеря
2.Перемещение по снежно-ледовым склонам небольшой крутизны2.спуск с перилами по склону (в т.ч. По вертикальному)2.Выбор специального личного снаряжения2.Установка лагеря в плохих погодных условиях
3.Самостраховка ледорубом3.Переправа через реку стенкой3.Продуктовая раскладка3.Дежурство с горелками
4.Самозадержание на с-лд склоне4.Переправа через реку с периламиГорный рельеф4.Подготовка продуктов
5.Подъем и спуск по перилам5.переноска легкого пострадавшего4.Страховка на рельефе, ее виды5.быстрые сборы
6.работа с веревкой (бухты, узлы, маркировка)5.самостраховка на снежно-ледовых склонах6.отдых и самоконтроль на биваке
6.Страховка на скалах, в т.ч.7.Перильная страховка
8.Страховка на переправе и выбор места переправы
9.лавинная опасность
10.медпомощь при обморожениях
11.медпомощь при простейших травмах и способы транспортировки
12.Состав аптечки, работа медика, индивидуальная аптечка
13.Что такое горная болезнь
14.Основы ориентирования по топокарте
15.психология группы и дисциплина
21.Перемещение по скальным склонам1.Организация перил на склоне1.безопасность в разрезе опасностей на каждом рельефе1.Установка лагеря на леднике
2.Перемещение по снежно-ледовым склонам2.Организация переправы через реку (кроме навесной)2.Организация страховки2.Плохие погодные условия (гроза, пурга и т.д.)
3.Организация динамической страховки на любом рельефе3.Подъем провалившегося в трещину3.Построение маршрута
5.Одновременная страховка в связке4.Спасработы с помощью полиспаста4.переправы
6.Организация страховочных станций5.транспортировка пострадавшего5.тактика спасработ в местах с небольшой автономностью (1-1,5 дня до людей)
7.Самовылаз по перилам, в том числе из трещины6.Оказание медпомощи при травмах
7.график акклиматизации
8.Состав аптечки, индивидуальная аптечка
9.знание объема каждой должности в походе
10.классификация в спортивном туризме
11.написание отчета
Средний31.Перемещение по скальным склонам1.Прохождение 3-5 веревок перил подряд. Командная тактика1.Командная тактика преодоления препятствий1.Организация кухни в высокогорье
2.Перемещение по ледовым склонам (перемещение на передних зубьях)2.Умение в команде пройти переправу с перилами2.Горный рельеф. Ледники2.весовая культура рюкзаков
3.Организация страховки на любом склоне3.Транспортировка тяжелого пострадавшего9.Транспортировка тяжелого пострадавшего
4.Перемещение по перилам сложном рельефе (нависания, перестежки)10.Оказание медпомощи при серьезных травмах
5.умение организовать транспортировку пострадавшего11.подбор снаряжения
12.Ориентирование
13.круглогодичная система тренировок
41.умение ходить первым на любом рельефе1.Прохождение командой протяженных склонов со страховкой и перилами - более 5 веревок1.Ориентирование
2.Умение самостоятельно организовать работу группы2.Прохождение командой переправ
3.Транспортировка пострадавшего
Высокий51.отработка имеющихся навыков1.командное взаимодействие конкретной группой1.Оказание первой медпомощи с конкретной аптечкой1.Организация бивака конкретной группой
62.совершенствование техприемов2.отработка спасработ конкретной группой2.Разработка маршрута
3.Подбор снаряжения

Как можно увидеть в таблице, уровень обязательных знаний очень велик на начальном этапе обучения. Фактически именно тогда формируются навыки и база знаний. И именно в этот период важно не упустить частей подготовки. Потому что уже сложившемуся спортсмену очень сложно переучиваться.

Уровень походов начинается с некатегорийного похода. К которому не определяется каких то особенных требований. Но он очень важен именно для усваивания простейших навыков, связанных с организацией и бытом в походе. А в походах первой и второй категории сложности объем знаний достаточно велик, хотя может быть не востребован.

В походах среднего уровня отпадает необходимость в получении такого большого пласта знаний. Зато идет больше практических навыков. Которые необходимо отрабатывать. Но это не говорит о том, что учиться не нужно.

Фактически, начиная с походов четвертой категории, больший упор идет на отработку конкретных заданий конкретной группой. И повышение индивидуального мастерства только повышает общий уровень группы.

Тем не менее, в походах высокой категории, существует достаточно большой объем навыков, который ежегодно нужно поддерживать на необходимом уровне. У нас он свелся к перечислению этих тем - см. Таблицу 2. Она может быть расширена или сужена в зависимости от конкретного похода. Но примерный перечень будет актуален почти всегда.

Таблица 2. Перечень навыков, требующих ежегодной поддержки на нужном уровне.

Объем ежегодных тренировок
1Хождение на кошках
2Лазание по скалам
3Лазание по льду
4Работа связки с одновременной страховкой
5Действия связки при проваливании в трещину
6Действия группы при проваливании одного человека в трещину
7Самовылаз по перилам и действия сорвавшегося (провалившегося в трещину)
8Организация станций на снежно-ледовом рельефе
9Сдерг ледобуров
10Организация станций на скальном рельефе
11Прохождение протяженных склонов по перилам (вверх, вниз)
12Работа при отсутствии слышимости и прямой видимости
13Динамическая страховка (чурка, срывы)
14Организация переправы вброд при течении
15Организация навесной переправы
16Переноска пострадавшего
17Переноска тяжелого пострадавшего
18Спуск и подъем пострадавшего на сложном рельефе
19Установка лагеря
20Кухня и горелки
21Проверка снаряжения
22Оказание первой медпомощи
23Знание маршрута, всех препятствий

Конечно, все эти задания желательно проводить в условиях, близких к реальным. Но нужно понимать, что не всегда это реально. И потому, даже имитация условий очень полезна, и должна быть заменой того, что невозможно получить в месте проживания участников похода.

Весь этот перечень занятий требует больших затрат времени. Потому фактически подразумевает под собой организацию круглогодичной циклической подготовки постоянных команд и клубов.

Организовывать занятия обязаны тренера и инструктора с необходимым уровнем подготовки. Не редко это бывают руководители групп, которые кровно заинтересованы в удачном походе. Но так же это могут быть и люди "извне группы". Но проверку знаний лучше отдавать на откуп людям с достаточной квалификацией, но не связанных с группой (инструктора, судьи соревнований, члены МКК). Это необходимо для непредвзятой оценки знаний и постановки заданий, которые участники могут не усвоить, а просто зазубрить. Но окончательное решение о том брать или нет участника в поход, и ответственность за него, несет руководитель группы в конкретном походе.

В заключение необходимо сказать, что система подготовки может быть налажена, люди могут ходить на занятия. Но если при этом не будет походов, сами занятия теряют всякий смысл. Потому - удачных все походов в хороших и подготовленных группах.

Данный материал не является догмой или истиной в последней инстанции, а направление в построении подготовки. Весь описанный тренировочный процесс частично или полностью уже много лет действует и приносит плоды в виде хороших походов. В разные годы объемы подготовки могли меняться, но принципы оставались неизменными в разных группах. Основой методики является то, что проще вести профилактику, чем лечить уже имеющуюся проблему.

www.tkg.org.ua