татарские народные музыкальные инструменты. Сорнай татарский инструмент


Национальные музыкальные инструменты татар

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

     Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.     Духовые инструменты

     Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.     Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.

     Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

     Струнные инструменты

     Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной. 

     Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.     Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

     Другие инструменты

     Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.     Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.     Из раскопок

     Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау, тавышлы асма, таш сыбызгы, шөлдер, шалтыравык и т.д.

     Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

     Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”

 

 

tnc-mo.ru

татарские народные музыкальные инструменты by Gulyar Kamalova on Prezi

татарские народные музыкальные инструментыСорнайКурайНародная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе ее лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.Во второй половине 19 века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как гармонь, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Гармо́нь— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника.Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.Струнные инструментыТатарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра.Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы 14 в. «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.

Татарские гусли

весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечетным количеством резонаторных отверстий.Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Духовые инструментыСамый известный из татарских духовых инструментов – курай.Свое название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали.

Другой инструмент – сорнай,распространен не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

МАНДОЛИНА- Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился к XVII веку. Кубыз– язычковый инструмент, напоминающий варган. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в 10 веке.КубызДумбраГусли

prezi.com

Мой Дом

Подробности Категория: Татарча Опубликовано: 18.07.2017 10:25 Автор: Super User Просмотров: 6946

Смотреть ↑

Татарские народные музыкальные инструменты

Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время. Гораздо большей популярностью обладают инструменты европейского происхождения проникшие в татарский быт в конце 19 века (мандолина, скрипка, тальянка, гитара). Однако и сегодня невозможно себе представить татарские праздники без курая, кубыза или думбыры.В представленном сборнике вы найдете татарские народные инструменты, такие как Гусли (гөслә) - древнейший инструмент, известный еще со времен Болгарии Великой, Курай - старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, Кубыз (варган) - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, Думбыра (тамбур) - струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, Сорнай - духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф - ударный национальный инструмент. Картинки с народными инструментами из раскопок (кыңгырау, тавышлы асма, таш сыбызгы, шөлдер, шалтыравык и т.д.) и картинки современных татарских инструментов (тальян гармун, мандолина и т.д.)Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Объем : 19 шт.

Формат: JPG

Размер: 0,935 Mb

скачать ↓

download

rinfom.ru

Помогите пожалуйста с татарским! НУЖНО НАПИСАТЬ МАЛЕНЬКОЕ СОЧИНЕНИЕ ПРО ЛЮБОЙ ИНСТРУМЕНТ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ!

Борынгы һәм заманча музыка уен кораллары. Гөслә, Саз, Думбыра, Мандолина, Гыҗик - кыллы уен кораллары. Кубыз, Тарак гармун - мембраналы уен кораллары. Кыңгырау, Шөлдер - үзтавышлы уен кораллары. Таш сыбызгы, Көпшә курай, Курай, Сорнай - тынлы уен кораллары. Дэф, Дунгур, Думбурзяк - кагып уйнала торган музыка кораллары <a rel="nofollow" href="http://watan.su/rassamnar/16-tatarcha/322-musicuen" target="_blank">http://watan.su/rassamnar/16-tatarcha/322-musicuen</a> <a rel="nofollow" href="http://www.myshared.ru/slide/1141205" target="_blank">http://www.myshared.ru/slide/1141205</a> <a rel="nofollow" href="https://tt.wikipedia.org/wiki/Төркем:Музыка_кораллары" target="_blank">https://tt.wikipedia.org/wiki/Төркем:Музыка_кораллары</a> Курай (тат. лат. quray) — татар һәм башкорт халыкларының милли тынлы музыка коралы [1]. Татарларда курай элек-электән үк киң таралган уен коралы булган. Курайларның тавыш югарылыгы, ягъни музыкаль регистрның көйләнеш югарылыгы, төрле булырга мөмкин һәм ул курайчының (гадәттә курайчылар коралларын үзләре ясаган) теләге, аның тавыш көпшәсе үлчәмнәрен (озынлыгын, юанлыгын) нинди итеп сайлаганлыгы белән бәйле. Гадәттә, курайларның озынлыгын тотам белән үлчиләр. Шуннан чыгып курайлар җиде, сигез, тугыз, яисә ун тотамлы озынлыкта булалар.

<a href="/" rel="nofollow" title="15907216:##:2e6Mlna">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

марийская волынка, карельские кантеле и донской рылей

Одним из самых древних русских народных инструментов являются, конечно, гусли. Его разновидности встречаются у многих народов на территории современной России. Карелы играли на кантеле, чуваши — на кĕсле, удмуртские гусли назывались крезь. Были свои гусли у марийцев и татар. Похожий щипковый струнный инструмент встречался у народов ханты (нарс-юх) и манси (санквылтап). 

В ударных струнных инструментах также наблюдалось разнообразие: чеченцы и ингуши играли на пондарах, калмыки — на товшурах. У чувашей была тăмра (домра), у татар — думбыра, а у бурят — чанза.

Из смычковых можно привести в пример русский гудок или смык, удмуртский кубыз, бурятский морин-хур, тувинский бызанчи, карельский йоухикко.

Марийская волынкаТакже встречались у разных народов разновидности волынки. У белорусов она называлась дуда, в Мордовии пувама (по-эрзянски) или уфам (по-мокшански). Марийская волынка называлась шувыр, чувашская — шапар. В переводе с обоих языков это значит "пузырь" — материал, из которого делали мешок. У чувашей был распространен и другой вариант — с мешком из кожи — сарнай. Не путайте его с татарским сорнаем — дудочкой из камыша. Из той же семьи башкирский и татарский духовой инструмент курай.

Еще один из самых распространенных видов музыкального инструмента — духовой. Русские жалейка, рожок и кугиклы, алтайский шоор, мордовская торама — не счесть их. У каждого народа была своя дудочка, которую делали из подручных материалов: тростника, деревьев или кости.

У многих народов можно найти разновидности варгана. В Якутии его называют хомус, на Алтае — комус, у обских угров — тумран, у чукчей — ванны яяр.

Когда речь заходит об ударных инструментах, на ум в первую очередь приходят шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока. Марийцы били в тÿмыр, русские, кроме бубна, играли на трещотках и ложках. Еще был экзотический ударный инструмент дрова — прародитель ксилофона. Башкиры в качестве ударных  использовали обычные бытовые предметы: подносы, ведра. А вот у бурят, напротив, было несколько видов национальных ударных: хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик.

Разные виды инструментов определялись не только этносом, но и регионом. Так, появились и стали знаменитыми донской рылей (разновидность колесной лиры), тверской и курский рожки, владимирская ладница, белгородский двойной пищик.

nazaccent.ru

Этногруппа «Риваять»: И оружие может стать музыкальным инструментом

В гостях редакции «Казанских ведомостей» побывали артисты ансамбля тюркской этники и ремесел «Риваять».

Представляем гостейАнсамбль тюркской этники и ремесел «Риваять» был создан в 2011 году Русланом Габитовым. В составе коллектива профессиональные музыканты - выпускники Казанского государственного института культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова. Они универсальные артисты: играют на всех инструментах, поют и танцуют. В переводе на русский язык слово «риваять» означает «предание», «легенда», «сказание». Коллектив собирает аутентичный фольклорный материал, песни, легенды, обряды и возрождает этот богатейший пласт культуры для современных слушателей и зрителей. В музыкальных композициях «Риваять» задействовано более 30 народных инструментов, среди которых древний башкирский курай, современный татарский курай, тель-курай, домбра, сорнай, кубыз, борын кубыз, музыкальный лук и другие. Ансамбль является лауреатом международных фольклорных и этнических фестивалей и конкурсов. 

Руслан Габитов, Гульфия Шарапова, Лейсан Гареева, Ильмир Ямалов и Алмаз Асхадуллин не только исполнили традиционные мелодии на старинных народных инструментах, но и провели для сотрудников редакции необычный мастер-класс. Журналисты с интересом познакомились со старинными народными музыкальными инструментами и даже попробовали поиграть на ложках. А до импровизированного концерта мы за чашкой чая поговорили с музыкантами о проблемах сохранения и продвижения этнической музыкальной культуры в современном обществе. 

Народная музыка - душа народа

- С чего началась история «Риваять»? Руслан Габитов: - Изначально мы были простым фольклорным ансамблем. Сейчас работаем немного в другом направлении - играем этническую музыку тюркских народов. Конечно, у фольклора и этно много общего. В основе этнической музыки тоже народные мелодии, народные инструменты, народный вокал, но подается все это в современных аранжировках. Если брать чисто аутентичную музыку, то она очень сложна для восприятия современного человека. А наша задача - красиво, артистично донести древнюю музыкальную культуру тюркских народов до молодежи, до представителей других народов. Поэтому мы делаем этнические композиции в оригинальных обработках с игровыми элементами, стараемся каждую песню превратить в маленький спектакль.

- Как зрители реагируют на такую яркую, необычную подачу народных мелодий? Лейсан Гареева: - Потрясающе! Мы заряжаем зрителей своей энергией, а зрители заряжают нас. Зал начинает нам подпевать, танцевать, потому что не танцевать и не подпевать невозможно. Подпевают даже те, кто не знает татарского языка. Народная музыка - это душа народа, это то, что понятно абсолютно всем без перевода.  Гульфия Шарапова:  - В апреле мы побывали в Египте на международном фестивале «Диалог барабанов ради Мира». Этот фестиваль барабанов объединил коллективы из Южной Америки, Африки, Европы и Азии. Наша заводная композиция «Алдым кулга думбыра» стала настоящим хитом. Она звучала везде. Было ощущение, что ее напевали все вокруг. Это очень приятно!

- Основа репертуара ансамбля - редкие старинные песни. Где вы их находите? Руслан Габитов:  - Это настоящая научная, исследовательская работа, общение с учеными, историками, фольклористами, поиск информации в библиотеках во время любых поездок. Например, много уникального материала мы собрали на Всемирных играх кочевников, которые проходили в Кыргызстане. Сейчас работаем над новой программой, в которой будут звучать и древние смычковые инструменты, и курай, и горловое пение.

На луке тоже можно играть

- Ваша коллекция уникальных инструментов - это особая история… Руслан Габитов: - Да, мы собираем не только песни, но и музыкальные инструменты, реквизит. Хочется, чтобы люди услышали, увидели такие традиционные инструменты, о которых они раньше даже не знали. О каждом инструменте можно говорить бесконечно долго…  Вот, например, известное оружие - лук. Но это еще и инструмент военного культа. На его тетиве можно играть довольно сложные мелодии. Получается философский образ - в руках человека оружие может не убивать, а дарить музыку, которая всех объединяет.  Или вот совсем мирный инструмент - деревянные ложки. Почему-то многие считают, что ложки - это только русский фольклор. Но и у татар сохранился фольклор, связанный с деревянными ложками, и у других народов тоже.  Всегда с гордостью и радостью показываем татарскую домбру. Мы сделали свою домбру, основываясь на старинных чертежах и описаниях, и стараемся возродить к ней интерес у музыкантов и слушателей. 

- В вашем музыкальном арсенале почетное место занимает гармонь тальянка. Но ведь это не старинный инструмент? Ильмир Ямалов: - Тальянка неслучайно стала так популярна в народе. Она проста в изготовлении: корпус из дерева, меха из кожи. Многие мужчины, когда уходили на фронт, брали свою тальянку с собой как талисман, оберег. А вы знаете, что во время Второй мировой войны у солдат считалось лучшим трофеем? Аккордеон! Кстати, были случаи, когда бойцы навороченные трофейные аккордеоны разбирали и делали из них привычные и любимые тальянки.

- Вы все это рассказываете и показываете зрителям?  Алмаз Асхадуллин: - Конечно! Просветительство - одно из важных направлений работы нашего ансамбля. Мы делам познавательные циклы программ на радио, телевидении. На базе богатейшего материала, который нами уже собран, играем интерактивные программы для туристов, школьников. Это танцевальный, песенный, инструментальный интерактив. Есть у нас и застольный интерактив со свадебными обрядами, обычаями. Людям это интересно.

Фольклор не должен быть факультативом

- Чтобы был постоянный приток талантливых музыкантов, чтобы фольклорная культура развивалась, необходимо начинать преподавать ее в музыкальных школах… Руслан Габитов:  - Это наболевшая проблема. Наши соседи - башкиры, марийцы, чуваши - бережно сохраняют свою музыкальную культуру, готовят кадры, разрабатывают, изготавливают национальные инструменты. У них эта поддержка и заинтересованность есть на государственном уровне. В Башкирии даже создано министерство культуры и национальной политики, которое системно занимается развитием и пропагандой фольклора. Благодаря этому они на мировой уровень подняли курай. Начал это дело бывший Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Он в свое время сказал: «В каждой музыкальной школе должны быть введены уроки курая!» И волей-неволей дети стали обучатся игре на этом инструменте. В результате из ста учеников два-три обязательно станут виртуозными кураистами. А у нас в Татарстане нет даже учебной программы для курая. Почему бы и у нас не развивать курай, татарскую домбру? Если будет спрос, мы готовы изготавливать инструменты и обучать игре на них. 

Лейсан Гареева:  - Проблема в том, что в Татарстане практически нет преподавателей игры на старинных народных инструментах. У нас народную музыку стараются преподавать педагоги классической школы, но это же совсем другое.

Алмаз Асхадуллин: - Мы много гастролируем и знаем, что в Казахстане, Кыргызстане, других странах обучение народной музыке идет наравне с консерваторским образованием, а у нас это только факультатив. Мне повезло. В консерватории факультатив «Фольклорные инструменты» ведет известный музыковед-фольклорист, педагог, мастер-изготовитель и исполнитель на традиционных инструментах Геннадий Михайлович Макаров. Мне его уроки были очень интересны и полезны. Я пробовал себя в разных музыкальных стилях, жанрах и понял, что народная музыка - это мое. Но если ты выбрал этот путь, надо быть готовым к тому, что самому постоянно придется учиться.

Руслан Габитов: - Классическая музыка - это основа музыкального образования, а народная дается факультативно. Ситуацию необходимо исправлять. Но один человек, один коллектив сделать это не смогут. Нужна государственная программа поддержки и развития фольклора. Пока в этом направлении методично и целенаправленно работает только Республиканский центр развития традиционной культуры. Но этого мало. В Татарстане есть фольклорные ансамбли, у каждого свой почерк, свой стиль. Надо поддерживать такие коллективы, чтобы они делали программы, чтобы достойно представляли Татарстан на международном уровне.

Loading...

kazved.ru

2. Башкирские инструменты | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

С этим инструментом вы все знакомы… Татарская гармоника (кармонь татарская) Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века. Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир.

Татарская гармоника образовалась на базе вятской (см. схемы правой и левой клавиатур вятской гармоники). Отличительная ее черта — характерный тембр, который получился в результате звучания в октаву трех голосов: один на октаву выше, другой на октаву ниже основного. Инструмент удобен для исполнения татарских народных мелодий и получил большое распространение в Республике Татарстан. Изготовляется серийно на фабрике в г.Казани (уже около 30 лет). Гармоника приобрела современные формы, стала отделываться целлулоидом различных цветов, характерный звук ее сохранился, а тембр улучшается с каждой новой моделью.Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.

ДУМБЫРА

Среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый думбыра. У совр. инстр-та, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, дерев. (долбленый или клееный)

Сорнай Многие и башкирские музыкальные инструменты известны лишь по историческим источникам и редко сохранившимся экземплярам. К таким инструмента относится зурна (сорнай). Этот сигнальный охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями, был мундштучный и язычковый. Дунгур (бубен) - ударный инструмент, напоминающим бубен. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью. Игра на пальцевом кубызе и дунгуре

educontest.net